Письма Нине: история любви как память о войне

История эта началась, когда Олег Мысак, сотрудник ООО «Транснефть – Порт Козьмино», рассказал о найденных более десяти лет назад письмах и почтовых карточках 1942-1945 годов. Написаны они были Иваном Четыриным своей жене Нине.

Сохраненные фронтовые письма стали основой выставочного проекта «Письма Нине», который предприятие и городской музей совместно реализовали к 75-летию Великой Победы. Благодаря этому у жителей и гостей Находки появилась уникальная возможность погрузиться в мир, полный эмоций и размышлений о прошлом и будущем, — мир, запечатленный военными посланиями офицера Четырина.
Через всю страну на Дальний Восток летели с фронта послания любимой женщине от офицера Красной Армии. В них он рассказывал о своих чувствах, беспокоился за ее быт, с горечью делился о неизбежных потерях, о своей ненависти к врагу и главное, о горячем желании вернуться домой. Писал Иван часто, как только мог, и в любых условиях: глубокой ночью под обстрелом, чернилами и карандашом, на тетрадных листах и открытках.
Для сотрудников городского музея увлекательное исследование началось со знакомства с родными Олега Мысак – супругами Черновыми. Фронтовая переписка была ими найдена случайно: письма оказались в стопке выброшенных на улицу старых бумаг. Вот уже 13 лет они бережно хранят письма Ивана и Нины, и для их семьи эта история стала близкой и родной. Черновы поделились деталями и обстоятельствами военного времени, о которых узнали из писем. Далее историки установили факты биографии главных героев, нашли их семейные фотографии. Была организована работа в архивах и поиск информации о послевоенном пути Четыриных. Весь собранный по крупицам исторический материал лег в основу интерактивной музейной экспозиции «Письма Нине».
По словам Никиты Сазонова, куратора дизайн-группы из Санкт-Петербурга, работавшей над проектом, письма были детально изучены с точки зрения обстоятельств фронтового периода. Специалисты исследовали изложенные героями факты, что их окружало, чем они занимались. Ведь письма рассказывают не только о боевых действиях и сражениях, но и о повседневном укладе тяжелой жизни военных лет.
Чтобы дать возможность максимально погрузиться в эпоху описываемых событий, на выставке представили и атрибутику тех времен. Это офицерский чемодан, посуда, часы, кошелек, чернильница, перо, которым Иван мог писать письма. А с помощью музейных технологий письма Ивана и Нины обрели звук и реальные тактильные ощущения. Всё это позволяет донести до зрителя обращение о том, как важно беречь историю своей страны и помнить, какой ценой была завоевана Победа во имя мира на земле.
Об Иване
В далеком 1943 году Иван Четырин писал своей любимой жене с фронта:
«Любимая Нинуська! В такой суровой и боевой обстановке написал любимому человеку несколько строк – кажется, увиделся с тобой, поговорил, и снова за автомат. И снова с новой силой на борьбу с врагом. Моя жизнь – это твоя жизнь. Моя борьба – это твоя борьба за счастье нашего народа. Будь спокойна. Крепко целую и обнимаю, твой Ваня.»
Четырин Иван Петрович служил офицером интендантской службы. Его должность требовала ежедневных многокилометровых разъездов, чтобы обеспечить войска продовольствием и имуществом. Организовывал хозяйство в основном в военных госпиталях, как правило, на передовой. Характеристика военных лет рисует его офицером трудолюбивым, ответственным и энергичным. В письмах же он предстает как чувствительный и нуждающийся в поддержке любимой жены человек.
Из писем Ивана Нине в июле 1942 года:
«… Так, например, вчера ездил в лес за дровами. Это на расстоянии 140 км от Бабушкина в один конец, причем 8 км по бездорожью, лесом. И знаешь, Ниночек, что пока проехал гружеными автомашинами эти 8 км, то времени отняло 6 часов с буксовкой и перегрузкой в несколько раз. Вернувшись во 2 часу ночи усталым, я лег отдыхать и уснул как убитый даже ни разу не закурил ночью. Так бывает очень часто…».
«…Я страшно усталый, сегодня шестые сутки как я по-настоящему не ложился спать, а всё сидя или стоя, часик, полчасика, и только потому, что этого требует война…»
Родился Иван Четырин в 1905 году в Украинской ССР. С Ниной познакомился, видимо, в Хабаровске, когда она работала в школе. В 1934 году Иван и Нина поженились. Иван был призван на фронт Биробиджанским военным комиссариатом в июле 1941 года. Сначала прошел учебу под Москвой, а с октября и до самого конца войны служил в действующей армии. В январе 1942-го был тяжело ранен, после лечения вернулся в строй. Служил в чинах от старшего лейтенанта до капитана. В составе 14 воздушной армии воевал на Волховском фронте, участвовал в операции по прорыву блокады Ленинграда. В 1945-м дошел до Прибалтики и Кенигсберга, встретил победу в Берлине.
Из писем Ивана к Нине в сентябре 1942 года:
«10 часов вечера, остановился на ночлег. В этом населенном пункте одно время хозяйничали немцы. Где они только побудут, обязательно следы их работы видны далеко кругом: развалины от пожаров и взрывов бомб, взорванные стены в ряде домов с целью приспособления их под гараж и так далее».
в мае 1944 года:
«… у меня в сто раз увеличилась ненависть к этим проклятым немцам, которые нас отняли от своих семей. Которые разъединили тысячи, миллионы семей. Я буду драться как лев с этим фашистским зверем во имя Родины, во имя того, чтобы вам жилось весело и хорошо».
Иван Четырин был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.» Последнюю награду — орден Отечественной войны I степени — Иван Петрович получил в 1985 году.
О Нине
Нина Владимировна Четырина родилась в 1910 году в семье железнодорожника в Красноярске. Всю жизнь прожила на Дальнем Востоке: во Владивостоке, Хабаровске, большую часть – в Биробиджане. Работала в системе образования – учителем, завучем и директором школы. После войны была инспектором отдела народного образования. Ученики вспоминают ее красоту, благородство и обаяние. Вдохновляясь ее примером, некоторые и сами стали учителями. Будучи уже на пенсии, она работала корректором в газете «Биробиджанская Звезда». Нина дождалась Ивана с войны, а переписку бережно хранила всю свою жизнь.
Из письма Нины к Ивану в апреле 1943 года:
«Родная моя детка! Не писала два дня. Начальник поехал в Хор и нужно было подготовить ряд материалов. Времени не хватало. Приходила домой, когда гас свет, а керосин теперь нужен для других целей…. Бесконечно благодарна тебе за внимание. … За меня, любимый, не волнуйся ни минуты. Крепко обнимаю и целую свое ясное солнышко. Твоя Нина.»
Военная цензура
Вся переписка Ивана и Нины проштампована отметкой «Проверено военной цензурой». Такая печать ставилась на все письма, что приходили с фронтов Великой Отечественной войны. В то время не хватало и конвертов, поэтому солдаты сворачивали свои письма треугольником, сверху надписывали адрес и в таком виде отправляли. Многие письма Ивана написаны на почтовых карточках. Во время войны их выпускали огромными тиражами. Печатью открыток занимались даже те издательства, которые в довоенное время специализировались на совсем другой печатной продукции. Изображения на открытках были, конечно, не случайны: будь то портреты великих русских военачальников, пропагандистские плакаты или поздравления с советскими праздниками, — все они должны были поднимать дух солдата, поддерживать его патриотизм.
Из последнего письма Ивана к Нине в мае 1945 года:
«День встречи будет самый радостный день в нашей с тобой жизни. Сейчас тепло, кругом зелень, весна в самом расцвете, а в душе осень. Почти четырехлетняя разлука, это просто невозможно, как воплотить всё то, что потеряно за эти четыре года, что ушло безвозвратно. Меня еще хоть согревает надежда, что ты, моя родная, ждешь меня, встретишь близкого и родного человека, а что ждет многих? Ждет то, чем заплатили мы безвозвратно за нашу победу. Будь за меня спокойна, я тоже здоров и с нетерпением жду дня, когда сяду в поезд Москва – Владивосток. Мой большой и сердечный привет нашим. Тебя крепко-крепко целую, твой Ваня».
Эта трогательная история любви военных лет никого не оставила равнодушным. К проекту присоединились музеи из Иркутска, Благовещенска, Хабаровска, Биробиджана, Читы, Улан-Удэ. Музеи-партнеры также поделились копиями фронтовых писем и фотографиями из своих фондов.
158 пожелтевших тетрадных листов и 84 почтовые карточки из фронтовой переписки Ивана и Нины навсегда останутся документальными воспоминаниями о Великой Отечественной войне. Эти хрупкие, но бесценные свидетельства военных лет пополнили фонды Музейно-выставочного центра города Находки и доступны всем, кто интересуется историей.

Запись опубликована в рубрике День Победы в Великой Отечественной войне. Добавьте в закладки постоянную ссылку.