Подвижники за ширмой

IMG_4535Находкинские любители театрального искусства нечасто могут порадовать себя визитом в храм Мельпомены. А вот самым юным зрителям в этом смысле повезло – ведь каждую субботу и воскресенье они могут посмотреть новый спектакль. Такую замечательную возможность дарит детям муниципальный театр кукол. Правда мало кто догадывается, какой ценой дается это творческому коллективу. В октябре «Театр кукол г. Находки» отметит свой 37-й день рождения, и это хороший повод рассказать о том, какая работа скрыта от зрителя «за ширмой».


В репертуаре находкинского театра кукол – около шестидесяти спектаклей, рассчитанных на зрителей начиная с двухлетнего возраста. Если в субботу идет, к примеру, «Жар-птица», а в воскресенье «Айболит», то в следующие выходные можно увидеть «Гуси-лебеди» и «Три поросенка», через неделю – еще два других спектакля, и так постоянно, уже многие годы. В итоге маленького зрителя всегда ждет что-то новенькое, ведь просмотренная им постановка повторится лишь через несколько месяцев, а в этом возрасте дети стремительно меняются, так что даже повторный просмотр той же сказки будет воспринят ребенком уже совсем иначе. Для родителей это замечательная возможность регулярно приобщать детей к культуре, искусству, учить их сопереживать, делать выводы. А для артистов, режиссеров-постановщиков и других творческих специалистов театра – постоянный напряженный труд. Каждую неделю в будни проходят репетиции двух предстоящих спектаклей, параллельно идет работа над новыми постановками, а кроме того, подготовка к праздничным представлениям. Их тоже немало: в мае-июне «дискотеки» для выпускников детсадов и начальных школ, осенью и весной выездные спектакли и гастрольные поездки, зимой – новогодние утренники для детей всего города.
— Те, кто давно работают в театре кукол – настоящие подвижники своего дела, – уверена директор учреждения Наталья АЛЕЙНИКОВА, – ведь коллектив небольшой, и любой из артистов-кукловодов задействован в каждом спектакле. А это значит, что с сентября по июнь, пока длится театральный сезон, ты не имеешь права заболеть или уехать. И – всего один выходной в неделю.
Тем не менее в театре есть люди, отработавшие в таком ритме несколько десятков лет. Долгие годы здесь трудился и лишь недавно ушел на заслуженный отдых основатель, первый директор, худрук и актер театра, Заслуженный работник культуры Российской Федерации Геннадий АНИСИМОВ. Сама Наталья АЛЕЙНИКОВА, хоть и сменила своего уважаемого учителя на директорском посту, многие годы продолжает работать с куклами во всех спектаклях.

Воспитание на языке зверей
Основную канву будущих спектаклей выстраивает режиссер-постановщик Зинаида КРАСНИКОВА, и в своей работе старается придерживаться определенных принципов, важных для детского восприятия:
— Еще много лет назад наши зрители давали обратную связь о том, что малышам понятнее диалоги не людей, а сказочных зверей: даже если ребенок не понимает текст, он видит животных, и это продлевает интерес к спектаклю. Иногда у четвероногого героя можно подметить черты, которые есть у людей, и ребенку это проще понять. У нас есть спектакли и с участием кукол-людей, и живых артистов, но эта основа сохраняется. И еще для малышей лучше сказки в стихах – даже не понимая смысл, они чувствуют ритм и хорошо запоминают, это развивает и помогает быть участниками событий. Поэтому при возможности я прибегаю к стихотворному варианту пьесы.
Спектакль – это рассуждение, пробуждение чувств, соучастие детей и героев. Если я не буду учитывать возраст детей, их интерес, то самая умная мысль останется непонятой и ненужной. Правильно говорят киношники: самая сложная работа – с юным зрителем. Ребенка не обманешь. Он не знает законов театра, но чувствует сердцем, что сделано с добром и настроением.
Узнав, какой герой спектакля понравился, можно многое понять о внутренних переживаниях ребенка. Часто бывает – нравится отрицательный. Спросишь, почему? «А он сильный, всех победил». Значит, ребенку не хватает силы, или ему внушили, что нужно всегда только побеждать. Это как лакмусовая бумажка: может, у ребенка что-то не так сложилось. Поэтому родителям лучше смотреть сказки вместе с детьми: потом можно долго обсуждать, проговаривать, дать ребенку побыть еще в сказке. Воспитательный момент у театра не отнять.
Кстати, сейчас мы готовим новогоднюю сказку, в которой дети встретятся с удивительным персонажем, которого раньше никогда не видели. Кто это – пока секрет, но благодаря своим добрым поступкам он обретает много друзей.

Ручная работа
К каждому спектаклю изготавливаются совершенно новые декорации и куклы. Эту задачу вот уже 17 лет выполняет главный художник театра, художник-декоратор Наталья ВЕРЕТЕНЬЧЕВА. Она настоящий мастер на все руки, владеет не только ножницами и иголкой, но даже стамеской и сварочным аппаратом. Правда, в театре применять их ей не приходится, но идеи вырабатывать помогает: «Режиссер выбирает произведение, мы прочитываем, коллегиально обсуждаем, если нравится – начинаем нарабатывать эскизы по куклам, сценографии (общий вид сцены с декорациями). Ты должен догадаться, что в воображении режиссера, полюбить героев, целиком и полностью отдаться процессу. Постановка кукольная, и в то же время куст должен быть похож на куст – у ребенка абстрактное мышление еще не развито. Порой сразу же при читке рождается весь антураж спектакля, но бывает и долго думаешь. Когда эскизы утверждены, изготавливаю декорации. Прикрепляю, строчу, обшиваю… Если идея созрела, я работаю очень быстро. Часто приходится прибегать к помощи коллектива: практически все наши артисты участвуют в изготовлении кукол, как например, артист и бутафор Ирина КОТОМКИНА. Нужно, чтобы ребенок не только видел куклу, но и воспринимал ее как товарища. Наши зрители поддерживают сказочных героев, иногда спорят с ними – значит, куклы достойны внимания. Я горда и счастлива, что работаю в таком коллективе!

Эксцентричный Бармалей
Одна из самых опытных актрис и изготовителей кукол Галина АТРОЩЕНКО работает в театре уже 25 лет. В каждой пьесе у нее, как и других актеров, три этапа: сделать куклу, озвучить роль, научить куклу работать в спектакле. Интересно, что этой актрисе часто достаются роли мальчишек, медвежат, ежиков, даже Бармалея, режиссер объясняет это тем, что Галина – живая и эксцентричная. Уже в процессе создания кукол начинается озвучка.
— Это очень интересно, – считает Галина, – какую по характеру куклу делаю, так и озвучиваю. Пока изготавливаешь, начинаешь ее любить, разговаривать с ней, «уси-пусечки».
Коллеги говорят, Галина стала настоящим мастером, ей доверяют изготовление масок ростовых кукол – это сложная работа.
Артисты театра кукол работают как за ширмой, так и вживую, в зале. Для Галины это сложней, потому что нужно учить текст, а для нее интересней импровизация. Хотя работа за ширмой тоже не из легких – попробуйте простоять 40 минут, просто подняв руки, а ведь кукловодам при этом нужно выполнять еще множество движений, чтобы кукла ожила. Казалось бы, должно возникнуть ощущение недооцененности – трудишься, выкладываешься, и никто за ширмой тебя не видит, не знает. Но Галина свою работу очень любит:
— Мы получаем удовольствие, вживаясь в роль, вкладывая в нее самого себя. И даже за ширмой мы видим зрителей – в свободную минутку подглядываем в специальную дырочку. И конечно, слышим их эмоции, восторженные возгласы. Дети постарше прислушиваются к тексту, реагируют как взрослые. Малыши сидят, открыв рты, некоторые пугаются – характеры у всех разные, так интересно реагируют! Дети – это наивность, непосредственность, они такие чистые, открытые! Это мое, мне нравится для них работать!
Газетной страницы, к сожалению, не хватит, чтобы рассказать обо всех, кто создает спектакли для самых юных зрителей Находки. А ведь каждый из них заслуживает отдельного рассказа.
К примеру, уникальные произведения, настоящие хиты пишет Сергей АТРОЩЕНКО, композитор и звукорежиссер, автор музыки к большинству спектаклей театра кукол. Уже на первых тактах и дети, и взрослые просто не могут удержаться, чтобы не начать хлопать и притопывать. И если одни партии звучат как милые детские песенки, другие – как классика, то какие-нибудь пираты или разбойники в сказках исполняют настоящий крутой рок. Как все это уживается в одном авторе, Сергей даже не может объяснить, говорит: «Сам удивляюсь».
Мы обязательно продолжим рассказ об этих замечательных людях и удивительном театре, главную задачу которого так охарактеризовал художественный руководитель театра кукол Евгений СОЛЯННИКОВ: «Ребенок должен приходить к нам – и окунаться в мир волшебной сказки».

Юлия БЕЛЯКОВА, ее сын Елисей (7 лет),
дочь Евгения ШИРОКОВА и внучка Ефросинья (5 лет)
Юлия: «Желаю процветать, побольше зрителей, интересных спектаклей. Спасибо артистам и всему коллективу!».
Елисей: «В театре мне очень нравится, но в выходные я делаю уроки, поэтому редко прихожу. Театру я бы пожелал новых спектаклей. Я бы хотел увидеть «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», потому что там тоже есть Елисей!».
Евгения: «Детям очень нравится, после спектаклей обсуждают сказку, кукол. Постановки красочные, интересные. В детсад тоже приезжают разные куклы, но здесь костюмы лучше и сюжеты поинтересней».

 

Анна БАГЛАЕВА
и ее сын Денис (3 года)
Анна: «Очень ребенку нравится, в полном восторге! Стараемся не пропускать ни одного спектакля, самый любимый – «Теремок». Денис каждый раз перед спектаклем очень ждет выхода ростовых кукол. Поздравляем театр с днем рождения, желаем процветания, много хороших зрителей!»
Денис: «И подалков!».

 

IMG_4452 IMG_4475 Постоянные зрители Анна и Денис Баглаевы

Светлана АЛЕКСЕЕВА
Запись опубликована в рубрике Культура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.