Порт — основа Находки

День работников морского и речного флота – традиционно один из главных праздников в Находке. Ведь исторически жизнь города неразрывно связана с портовой деятельностью, судоходством и морскими традициями.

Находкинский морской торговый порт – одно из старейших предприятий в Находке, в этом году компании исполнилось 72 года. Тысячи горожан Находки связали свою жизнь с предприятием, здесь трудились семьями, а за годы работы предприятия складывались целые трудовые династии. Одним из таких примеров является семья ИЛЬИНЫХ, общий семейный стаж их трудовой династии уже давно перевалил за вековой рубеж. Представитель семьи Олег ИЛЬИН почти 30 лет посвятил работе в порту, пройдя путь от ученика до начальника бригады докеров-механизаторов.

Олег ИЛЬИН устроился работать в Находкинский морской торговый порт в 1992 году. Это произошло как раз в тот момент, когда страна была в сложном экономическом положении. Определенные сложности переживал и Находкинский морской торговый порт. В это время здесь работало около четырех тысяч человек. И предприятие боролось за право удержаться на плаву. Одной из основных его производственных площадок тогда был универсальный терминал, позволяющий перерабатывать такие генеральные грузы, как уголь, руда, круглый лес, пиломатериалы, контейнеры, металл, трубы, технику.
— Я пришел работать в Находкинский морской торговый порт сразу после срочной службы в армии с дипломом Находкинского ГПТУ №13 по специальности «автослесарь». Правда, знания были тогда только теоретические. В армии работать по профилю не довелось, прослужил два года радистом. В торговый порт меня зачислили учеником в специализированную бригаду докера-механизатора Юрия Васильевича САПРЫКИНА. На тот момент это была одна из лучших бригад. В ней трудилось 60 человек. Меня сразу предупредили, что работа не из легких. И действительно, против привычных для нас 50-килограммовых мешков мы выгружали рис в мешках весом в 90 кг. К концу смены сильно уставал. В армии имел хорошие показатели по военно-спортивной подготовке, что и выручало, — вспоминает Олег ИЛЬИН.
Уже в те времена в Находкинском МТП активно развивалась программа наставничества, в ходе которой молодой работник закреплялся за опытным бригадиром и имел возможность получить необходимые навыки на рабочем месте. Так, успешно пройдя практику ученика, Олег вскоре попал в штат бригады. Специализированная бригада докеров перегружала не только рис, но и круглый лес, пиломатериалы и металл. Отработав десять лет докером, Олег хорошо усвоил специфику труда, да и нарушений производственной дисциплины за ним не наблюдалось. В итоге руководство порта предложило ему возглавить звено. На погрузке-выгрузке у него в подчинении обычно было 10 человек, если грузили пароход, доходило до 20, а когда два парохода – то и до 30 человек. И со всеми нужно было найти взаимопонимание, чтобы не сорвать производственный процесс.
— Я прекрасно понимал, что у каждого человека свой характер, привычки, слабости, к каждому из них нужен индивидуальный подход. Не всё поначалу получалось как хотелось. Люди были разного возраста со своими взглядами.
Со временем всё наладилось. Моя задача как звеньевого заключалась в том, чтобы грамотно и вовремя расставить людей для эффективного выполнения погрузо-разгрузочных работ в течение моей смены, не нарушая при этом требований техники безопасности. А если потребуется, то своевременно сделать перестановку докеров и механизаторов в зависимости от производственной необходимости, — рассказал Олег ИЛЬИН.
В те годы в порту преобладал физический труд. Много груза приходило в навалочном виде и в мешках. Немало усилий требовалось не только на выгрузку полувагонов, но и на их зачистку.
— Работала бригада слаженно и усердно. К примеру, за сутки загружали металлическими слябами целый сухогруз, работающий на регулярной линии Находка – Китай. В среднем он брал на борт 22 тысячи тонн. Порой после загрузки трюмов приходилось оставаться сверхурочно, чтобы закрепить груз и по графику отправить судно в очередной рейс. Всё это, конечно, поощрялось рублем. Докеры те лихие 90-е годы пережили неплохо. Мы всегда были обеспечены работой и имели достойную зарплату, — вспоминает Олег ИЛЬИН.
Сегодня современные технологии, применяемые стивидорной компанией, позволяют перерабатывать до 12 миллионов тонн грузов в год и выгружать до 580 вагонов с разными грузами в сутки. Здесь расположены два производственных терминала, в эксплуатации находятся 15 причалов и несколько десятков грузовых кранов. Существенно за эти годы изменилась и специфика работы докеров-механизаторов. Гораздо меньше стало ручного труда, перестал приходить груз в мешках, металл теперь выгружается из полувагонов и загружается на суда с помощью мощных промышленных магнитов, в технологии применяются специальные грузозахватные средства. А на перевалке твердого топлива используются краны со специальными грейферами и современная погрузочно-разгрузочная спецтехника.
— Лет восемь назад, когда наш бригадир Юрий Васильевич САПРЫКИН вышел на заслуженный отдых, возглавить бригаду докеров-механизаторов предложили мне. Сегодня под моим началом работает 47 человек, в числе которых пять звеньевых. На универсальном грузовом терминале занимаемся погрузкой-выгрузкой металла и некоторых других грузов. Львиную долю в их номенклатуре занимает каменный уголь. За смену одно звено выгружает до 40 полувагонов твердого топлива, другое – порядка 120 полувагонов металла. Это неплохие производственные показатели. Наша бригада работает на мысе Астафьева. На пяти причалах руководят работами пять звеньевых. Для более эффективной и оперативной работы используются рации для связи со звеньевыми и инженерами складских помещений, — сообщил Олег Сергеевич.
Сегодня порт уделяет большое внимание экологической безопасности. Руководством предприятия предпринимается немало мер по защите окружающей среды при перевалке грузов. В настоящее время реализуется комплексная программа по переходу на максимально безопасные для окружающей среды технологии перевалки грузов.
— Я работаю в торговом порту уже 27 лет. Сегодня же экологический контроль осуществляется на каждом этапе. При выгрузке угля из полувагонов контролируется работа крановщиков, чтобы челюсти грейфера открывались не выше одного метра над штабелем. При погрузке на судно грейфер должен опуститься в трюм как можно глубже, чтобы минимизировать пыление. Во избежание просыпей в акваторию бухты используются специальные полога. Монтируются защитные экраны высотой 20-25 метров. По графику ведется полив внутренних дорог и проездов, где работает спецтехника, функционируют стационарные туманообразующие водяные пушки. Также продолжается закупка такой спецтехники, как щетки и помывочные машины, промышленные пылесосы. Разработан масштабный проект по строительству в ближайшие два года очистных сооружений. Перевалка угля портом начиналась лет 15 назад на моих глазах. Что было тогда и что мы видим сегодня – колоссальная разница. Каждый квартал директор порта Владимир ГРИГОРЬЕВ встречается с бригадирами, выслушивает наши предложения и пожелания по улучшению экологического состояния предприятия, а потом они реализуются на практике, – рассказал Олег ИЛЬИН.
Еще со времен основания Находкинский морской торговый порт является предприятием, благодаря которому город начал активно строиться и развиваться. Кроме того, порт является значимым работодателем и налогоплательщиком региона. Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней составляют порядка полутора миллиардов рублей в год. В порту на сегодняшний день трудится более 1300 сотрудников.
Сегодня Находкинский морской торговый порт ведет активную социальную политику, главная задача которой – сохранение и преумножение кадрового потенциала, обеспечение достойных условий труда и безопасности, а также профессиональное развитие сотрудников. В порту на сегодняшний день действует коллективный договор, в соответствии с которым портовикам регулярно индексируется заработная плата. Ежегодно порт реализует ряд социальных программ для работников порта и их семей, ветеранов порта и жителей Находки.
При этом забота о людях не ограничивается только сотрудниками порта. Важным направлением для Находкинского МТП является активное участие в улучшении инфраструктуры города, и, в частности, микрорайона Мыс Астафьева, где исторически проживает большое количество работников порта, а также их семьи. Уже несколько лет Находкинский МТП оказывает поддержку детскому саду № 66, выделяет средства на ремонт школ, замену пластиковых окон в подъездах жилых домов, озеленение территорий. При этом во многих социальных акциях и мероприятиях принимают участие сами сотрудники порта, к примеру, в благоустройстве и озеленении своего микрорайона.
Практически в каждой семье Находки есть родственники, друзья или знакомые, работавшие или трудоустроенные в порту. Особенно Находкинский МТП гордится своими трудовыми династиями, представители которых трудятся на предприятии уже несколько поколений. В частности, в трудовой династии ИЛЬИНЫХ в свое время в порту работал отец Олега ИЛЬИНА – Сергей Васильевич. Начинал дизелистом, отработав 30 лет, вышел на пенсию докером-механизатором. В отделе кадров порта около 40 лет трудилась мама Олега – Татьяна Михайловна. Почти десять лет в порту работала и его сестра Юлия. А в настоящее время в параллельной бригаде докеров-механизаторов трудится звеньевым его младший брат Денис. За годы работы в торговом порту за добросовестный и многолетний труд бригадир докеров-механизаторов Олег ИЛЬИН неоднократно поощрялся администрацией предприятия, ему вручались почетные грамоты и премии. А его бригада не раз называлась лучшей среди аналогичных подразделений стивидорной компании.
— Пока есть силы, буду работать в порту и я. Где сегодня найдешь место стабильнее и лучше? — подчеркнул в завершение Олег Ильин.
Владимир ПАнтюхов

Запись опубликована в рубрике Твои люди, Находка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.