А знаете ли вы, что в России есть столица Нового года? Она выбирается уже пятый раз, и нынче ею стал город Тамбов. Этот необычный статус подразумевает особенно большое количество праздничных мероприятий. Первой столицей Нового года была Казань, после эстафета переходила Вологде, Владимиру, карельской Сортавале. Новшество связано с масштабным проектом Министерства культуры РФ «Новогодняя столица России», который призван поддержать этнические традиции нашей многонациональной страны, помочь развитию регионального колорита, сферы туризма.
10 декабря в Тамбове открылась зимняя резиденция Деда Мороза, в этот день состоялся большой конгресс Дедов Морозов, представляющих разные регионы России, а также зарубежные страны. Ну а главного новогоднего персонажа тамбовчане и гости города будут встречать 31 декабря. Он посетит все новогодние площадки и социальные учреждения, его передвижение будет сопровождать ансамбль барабанщиков, герои сказок. Детей и взрослых ждут веселый карнавал у новогодней елки, красочный фейерверк и много веселья.
В этом году россияне решили не экономить на празднике и встретить его так же, как и предыдущие. По крайней мере, об этом пишут многие СМИ, ссылаясь на опросы общественного мнения. Однако социологи отмечают, что у людей на фоне ухудшения материального положения все скромнее становятся представления о том, чего можно ожидать от наступающего года и на какой уровень жизни надо ориентироваться. В Интернете даже появился мрачноватый посыл: «Мы уже не встречаем Новый год, а радуемся тому, что выжили в нынешнем».
Так ли это? Этот вопрос я задала разным людям. Кто-то ответил, что отчасти согласен с этой мыслью, кто-то сообщил, что уже несколько лет не отмечает Новый год, кто-то посетовал, что хотелось бы встретить 2017-й, но нет настроения. Но большинство все же считают Новый год самым любимым и долгожданным праздником после дня рождения. Для человека любого возраста он связан с детством, с запахом хвои и мандаринов, ожиданием чуда и волшебства, а главное – с ощущением некоей общности с близкими и далекими родными и друзьями, с семейными традициями бережно хранить и передавать из поколения в поколение елочные игрушки и мишуру, вместе с родителями часами наряжать елку, а потом сидеть со взрослыми до полуночи за праздничным столом и с окончанием боя курантов бежать к новогодней красавице за подарками, которые, конечно же, туда положил Дед Мороз.
Давайте совершим небольшой экскурс в историю и вспомним, как встречали Новый год в разные времена. Все, конечно, уже давно в курсе, что отмечать этот праздник 1 января повелел царь Петр Великий в канун 1700 года. Он распорядился украшать сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями дома только снаружи и в знак веселья поздравлять друг друга с Новым годом. В городах семьи приглашали гостей на танцы и маскарад, а в 12 часов все говорили друг другу «С Новым годом, с новым счастьем!». В деревнях 1 января называли днем святого Василия Великого, а вечер накануне – Васильевым. С ним было связано много примет и обрядов. Чтобы не знать ни в чем нужды, надевали все самое лучшее и собирали богатый стол. Гулянья продолжались до самого Рождества.
Трудно сказать, когда впервые в домах стали устанавливать новогодние елки. Есть предположение, что эта традиция была перенята в середине XIX века у петербуржских немцев, для которых ель была рождественской. Так и в русских домах знати тоже начали ставить для детей ёлки. Их украшали восковыми свечами и фонариками, цветами и лентами, орехами, яблоками и конфетами. Первоначально в Новый год ёлка стояла один день, затем эти сроки всё более удлинялись до Крещения, или до конца Святок. Был период в истории нашей страны, когда в 1918 году большевики запретили устанавливать ёлку, считая ее атрибутом христианской веры. Но 31 декабря 1935 года она вновь была названа символом Нового года. Во многих семьях тогда, по традиции, ее по-прежнему считали рождественской, а само Рождество являлась апофеозом праздника, как бы к этому ни относилась власть. Первое января стало выходным и праздничным днем в 1948 году. А до этого 17 лет в первый день года все работали.
Как же отмечали в послевоенные годы Новый год? Вот что вспоминает Татьяна ХАРЧЕНКО, представитель поколения «детей войны»: «Отец всегда приносил из леса живую елку, огромную, до самого потолка, устанавливал ее в большой комнате. А уж украсить ее — была наша забота.
В течение всего года мы готовились к этому. Собирали фантики от конфет, чтобы потом обернуть скрученные листочки бумаги от старых книг и сделать муляж конфетки. Тетрадные листочки раскрашивали цветными карандашами, затем из них делали елочную цепочку или флажки. На флажках химическим карандашом огромными буквами писали «С НОВЫМ ГОДОМ!». Из тетрадного листка мастерили лодочки, различные корзинки, птичек.
Только к новогоднему празднику привозили в магазин яблоки и мандарины. Ими тоже украшали елку. До сих пор запах мандаринов мне напоминает Новый год из детства. Мы сами готовили себе маскарадные костюмы. Шили платья из марли, а чтобы они были пышными, крахмалили. Большое значение в таком наряде снежинки имела корона. Ее мы вырезали из картона, сверху накладывали фольгу от чая и украшали чем могли. В центре, конечно, пришивалась звездочка, раскрашенная красным карандашом. О беленьких туфельках мы после войны даже не слышали. Поэтому обшивали ботинки куском белой ткани.
Новогодний праздник проходил в самом большом классе душкинской школы. Дети водили хороводы вокруг елки, причем по несколько кругов, взявшись за руки. Когда приходил Дед Мороз со Снегурочкой — это было настоящее волшебство. В конце двое мужчин вносили в класс большую оцинкованную ванну, наполненную новогодними подарками. В них было обязательно яблочко, 1-2 мандаринки, пара ржаных пряников и конфеты – карамельки и несколько шоколадных. После такой новогодней сказки, да еще со сладостями, мы возвращались домой самые счастливые. Очарования и воспоминаний новогоднего волшебства хватало на целый год. Это было так давно, но как хочется иной раз оказаться в краю далекого и незабываемого детства, доброго и светлого, полного замечательных людей и событий».
И вот уже 50-е годы. Свое новогоднее детство вспоминает Зинаида КЛИМОВСКАЯ: «Ёлку мы наряжали всей семьёй в один из предновогодних вечеров. Представьте себе троих мальчишек и трёх девчонок за этим любимым занятием! Мы управлялись весело и быстро. Ёлочные игрушки… Их было много: блестящие и разноцветные плоские рыбки, грибочки и другие фигурки из прессованного картона, игрушки из окрашенной ваты — фрукты, ягоды, овощи. Папа был очень высоким и всегда сам надевал на макушку ёлки яркую пятиконечную звезду из стекляруса. Кроме игрушек, мы особенно любили развешивать конфеты, печенье и фрукты, почти ничего попутно не съедая. Зато ночью, когда, казалось бы, все спали, в зале то и дело слышались какие-то странные шорохи и шуршание… К утру на ёлке оставались лишь игрушки и пара конфет. Но мама и папа почему-то никогда не выясняли, чьих это рук дело и никого не наказывали. В память о том времени я храню две старые игрушки — стеклянные фигурки красноармейца в красной будёновке и Снегурочки».
Наверняка, каждый наш читатель старшего поколения может вспомнить подобные истории. Как ходили друг к другу в гости, особенно если жили в коммунальных квартирах, бараках и в частном секторе. Дружно сидели за празднично накрытым столом. Взрослые в 50-х обязательно устраивали игры для соседских детей. И в 60-х и 70-х годах по традиции дети вместе с родителями, в садах и школах мастерили елочные игрушки, гирлянды из открыток. А когда в наши дома пришло телевидение, мы не могли оторваться от «Голубого огонька», ждали новогоднее поздравление руководителей страны, чтобы после поднять бокалы с шампанским и пожелать друг другу счастья и удачи. А потом появился трогательный новогодний фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!», ставший на долгие годы своеобразным новогодним символом. Самые стойкие дожидались программы «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», которую показывали уже под утро.
В 80-х на озере Соленом стали устанавливать городскую ёлку, и первое гулянье прошло именно в новогоднюю ночь под бой курантов. Это уже потом горожане стали собираться на вертолетной площадке днем. Для нас пели творческие коллективы, звучали слова поздравлений от руководства Находки. Детей катали по застывшему озеру на санях. Помню, как после боя курантов люди выходили на улицу, чтобы посмотреть на огни сигнальных ракет, которые запускали с судов ПСРЗ и БАМР, и при этом загадывали желания. А еще горожан радовали ёлки на Ленинской и напротив стадиона «Приморец».
Со временем мы узнали историю Нового года, Деда Мороза, красной звезды на макушке елки, которая оказалась вовсе не кремлевской, а рождественской, обратились к духовности и стали отмечать Рождество. Еще одна примета современного праздника – корпоративные вечера в трудовых коллективах, придающие взрослым, загруженным на работе и дома, особый предновогодний настрой. Уже несколько лет как государство подарило россиянам 10 дней новогодних каникул, и теперь родители и дети могут в полной мере ощутить, что Новый год – праздник семейный. У многих появилась возможность встречать его за рубежом. Стало модным отмечать праздник по восточному календарю и равняться на символ года. Сейчас уже не надо шить и крахмалить девочкам платья. Можно купить готовое неописуемой красоты. И для мальчиков найдется кое-что поинтереснее костюма серого волка.
Наши дети стали писать письма Деду Морозу и получать то, о чем мечтают. Больше внимания мы стали уделять больным детям, сиротам, престарелым, которые тоже хотят праздника и верят в чудо. Мы уже почти не пишем поздравительных открыток своим родным и друзьям. Их заменили звонки по сотовому телефону, SMS, WhatsApp, скайп, социальные сети. А еще в нашей жизни появились замечательные салюты и фейерверки из Китая, которые освещают небо всю новогоднюю ночь.
Да, сегодня непростые времена. Но, как и прежде, почему-то до сих пор верится в примету: «Как встретишь Новый год, так его и проведешь». Так что приходится соответствовать. С Новым годом!