Группа осужденных Находкинской воспитательной колонии для несовершеннолетних в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения посетила исторический парк-музей «Пограничная площадь», расположенный в районе улицы Пограничной.
Этой возможности удостоились только положительно зарекомендовавшие себя ребята в месте заключения. Возглавил группу начальник воспитательного отдела учреждения подполковник внутренней службы Игорь КУЗНЕЦОВ.
Первым делом их повели в ангар, где установлен, можно сказать, примитивный военный самолет образца конца 30-х годов прошлого века, но выполнявший в то время важные боевые задачи. На вооружении у него было четыре станковых пулемета, которые охлаждались через радиатор. Самолет был изготовлен из такого материала, что при пожаре сгорал за три-четыре минуты. Обычная пуля пробивала его насквозь. Катапульты не было, в случае аварии летчик по возможности максимально снижал высоту, и, если успевал, выпрыгивал за борт. Благодаря мощному двигателю и летательным способностям, машина могла подниматься на девять с половиной тысяч километров. На ее борту стояла пороховая ракета, которую при необходимости поджигал пилот, она выстреливала в цель, а самолет за счет этого получал дополнительно ускорение. Максимальная скорость самолета — 400 километров в час, в то время как немецкие превосходили его по этим параметрам на 100-150 километров.
— Как истребители они перестали летать уже в середине войны. В то время только вокруг Находки базировалось шесть военных аэродромов. Один из них был во Врангеле, где ныне расположен угольный терминал, другой – в районе ГПТУ, гидросамолеты находились и на площадке, где сегодня пляж «Прикумск». Этими машинами управляли офицеры, окончившие летное училище. При себе у них всегда был пистолет ТТ-33 с восемью патронами. Никаких навигационных приборов на самолете не было, пилоты ориентировались по карте. Если заканчивалось топливо, достаточно было поляны в 15 метров, чтобы совершить посадку. Летчик мог привезти бочку керосина, заправиться и снова подняться в воздух. По некоторым данным, примерно 500 таких подбитых врагом машин лежит в приморской тайге. В Находке вместе со следопытами я много лет вел поисковую работу, и нам удавалось находить вросшие в землю полуразрушенные машины, — рассказал заместитель директора по учебно-воспитательной работе находкинского Дома детского и юношеского туризма и экскурсий Василий АНОХИН.
Рассказ экскурсовода ребята слушали, затаив дыхание. А потом были вопросы. Особенно их интересовала эффективность вооружения самолетов, какие были пулеметы, из какого материала сделаны крылья, пропеллер…
Затем ребят повели в самую настоящую землянку, какие во время боевых действий защищали солдат от осколков разрывавшихся бомб и артиллерийских снарядов. Эта оказалась командирской. На стене висел флаг воинского подразделения, на столе — телефон образца 1943 года, рядом печка-буржуйка, которую в военное время бойцы часто делали из обычной железной бочки, в которой вырезали дыру и вставляли туда трубу для дымохода. С ее помощью можно было не только обогреваться, но и вскипятить чайник, приготовить или подогреть пищу. На потолке висит лампа-керосинка. Посуда у бойцов была исключительно алюминиевой. Осужденные впервые увидели котелок образца 1935 года, который 60 с лишним лет пролежал под землей в местах Сталинградской битвы. Им также продемонстрировали немецкий котелок, планшет-сумку для ношения карт, самодельную лампу-керосинку, изготовленную из гильзы снаряда, небольшой прибор курвиметр для измерения расстояния.
— А это что у меня в руках? – спросил осужденных педагог дополнительного образования ДДЮЭ Игорь ПОТАПКОВ.
И многие ребята почти в один голос ответили: «Трехлинейка».
— Правильно. Это главное оружие Великой Отечественной – винтовка Мосина, или по-другому — трехлинейка. Ей скоро исполнится 200 лет, однако она до сих пор применяется при ведении военных действий в Сирии, на Украине, в других «горячих точках». Ее преимущество — в дальности действия. Немецкая винтовка «Маузер» стреляет на 800 метров, наша трехлинейка — на два километра. Она применялась в битве под Сталинградом, на других фронтах и сражениях. В 1943 году таких винтовок в СССР было изготовлено около 20 миллионов. Насколько мне известно, в позапрошлом году США закупили у нас 800 тысяч единиц этого оружия для съемок массовок военных фильмов.
А вот первое автоматическое оружие – ППШ, или пистолет-пулемет Шпагина. Он был поставлен на производство в нашей стране в 1941 году, стрелял маленькими пулями. В автоматическом режиме барабан в одну тысячу пуль можно было разрядить за минуту. По своим тактико-техническим данным он значительно превосходил немецкие автоматы, поэтому фашисты старались добыть ППШ в бою и пользовались им. Кстати, в Белоруссии это оружие находилось на вооружении до 2009 года. А вот это ремень солдата, в экипировку которого входила саперная лопата, две гранаты Ф-1, подсумок для 30 дополнительных патронов, фляжка для воды. В то время фляжки делали из стекла, потому что практически весь алюминий в СССР шел на производство танков, — рассказал Игорь ПОТАПКОВ.
Не менее интересным для воспитанников колонии оказался рассказ об избе первых переселенцев на Дальний Восток примерно 150 лет назад. Их взору предстала изба в одну комнату с русской печкой-лежанкой, ухватами, палатями, красным углом с иконостасом и ценными вещами. Многие из них впервые в своей жизни увидели утюг на углях, светец, освещающий избу деревянными лучинами или керосином, лопаты для выпечки в печи хлеба, древнюю маслобойку, деревянное корыто, рубель – стиральный прибор 1873 года, подаренный жителями то ли Новицкого, то ли Перетино. Удивление вызвали лапти и посуда из бересты, самовар, работающий на дровах по принципу титана…
— А это деревянная люлька. Раньше в семьях было по восемь-десять, а то и больше детей. Хозяйка готовила пищу, и заодно толкала люльку, прикрепленную веревкой к потолку, чтобы дите не плакало. А вот ваза с перьями гусей и других птиц, которыми писали чернилами на бумаге. Каждый из этих экспонатов можете рассмотреть поближе и даже потрогать руками. Скоро установим ткацкий станок и попробуем сами делать домотканные коврики и дорожки, — сообщил Василий АНОХИН.
Потом ребята посетили железобетонный орудийный дот со станковым пулеметом. В Приморье в военное время было построено около одной тысячи таких сооружений. Особенно ими изобиловал Сучанский укрепрайон.
— Какие впечатления остались от экскурсии? – интересуюсь у осужденного Никиты.
— В этом парке-музее я первый раз. Рассказ экскурсоводов был интересным, многие экспонаты увидел впервые. В целом экскурсия очень понравилась, — сказал он.
— А какие чувства вызвала экскурсия у тебя? – спрашиваю другого воспитанника колонии Андрея.
— Мне особенно запомнился рассказ об утюге на углях, такой давно я видел у моей бабушки. И чугунок для приготовления пищи в русской печке у нее еще остался. Понравился самолет в ангаре, изба для первых переселенцев… Побывав на экскурсии, довелось прикоснуться к нашей истории, увидеть вещи, которых нет в обиходе уже десятки лет, — отметил Андрей.
— В рамках воспитания подрастающего поколения проводим с осужденными немало культурных и спортивных мероприятий – организуем для них выезды в краеведческие музеи, на городские спортивные соревнования, устраиваем дружеские мини-турниры по футболу. Недавно десять наших воспитанников принимали участие в сдаче норм ГТО и получили третьи разряды. Летом подобные мероприятия бывают чаще, а во время учебного периода приходится больше внимания уделять получению знаний по общим и специальным предметам. Практику культурных и спортивных выездов будем продолжать и дальше, — подытожил Игорь КУЗНЕЦОВ.
Владимир ФЕДОРОВ