Причалы Геннадия Фокина

3022015 год объявлен Годом литературы. По словам Евгения Евтушенко, в России он будет отмечаться впервые в истории страны. Творческая биография поэта Геннадия ФОКИНА началась в далеких пятидесятых во время прохождения службы на Северном флоте, где судьба свела его с Николаем РУБЦОВЫМ. Позднее, благодаря работе журналистом, Геннадий Петрович встречался со многими именитыми поэтами и писателями, с некоторыми из них и дружил. В газете «Находкинский рабочий», где он отработал большую часть своей трудовой биографии, не раз появлялись его статьи и заметки об этих событиях. Геннадий ФОКИН – член Союза писателей России, автор поэтических сборников «Признание в любви», «Гавань надежды», «Мои причалы», книги исторической прозы «Залив Америка». Выйдя на заслуженный отдых, он не оставил занятия литературой и готовит к изданию книгу, в которую войдут его стихи и очерки о событиях и интересных людях, с которыми сводила жизнь.
— Геннадий Петрович, что для вас поэзия? Когда впервые вы ощутили в себе потребность высказаться стихами?
— На эсминце «Отчаянный», где я проходил службу, была большая библиотека. А рядом был РУБЦОВ. Он много читал, в основном это были поэты-классики, и я тоже интересовался их творчеством. Даже пытался писать свои первые стихи, подражая Державину. Во время длительных стоянок в Североморске мы посещали библиотеку матросского клуба, и то, чего не было на корабле, брали там. Много читали, но приоритетом из всех направлений была поэ-зия. Мы начали печататься практически одновременно. Это была мурманская газета «Комсомолец Заполярья». Наши публикации не только встречались в этих подборках, но и перекликались по темам.
— Как вы оказались в Находке?
— Когда пришло время демобилизации, РУБЦОВ выбрал Ленинград. Я же на вопрос, куда мне выписывать билет, ответил: «В Находку», поскольку стоял напротив карты, на которой был обозначен залив Америка. Север мы прошли вдоль и поперек, бывали и на Земле Франца Иосифа и даже на Северном полюсе. А вот на Дальнем Востоке я не был и потому решил отправиться к новым берегам. Выйдя на станции Находка, я не увидел ничего, кроме каких-то складов. Вечерело, и случайная прохожая показала мне направление, по которому идти в центр города. И я пошел прямо по шпалам. Лишь глубокой ночью дошел до будки стрелочника, что находилась перед деревянным, на тот момент, автовокзалом.
Там мне предложили ночлег, а утром помогли устроиться в бараке административного городка, где я решил снять жилье. Были ноябрьские праздники, я попал на вечеринку, за столом меня посадили между двух девушек, одна из которых оказалась Светланой. Она стала моей женой, в грядущем феврале мы отметим 55-летие совместной жизни. Вот так я на второй день пребывания в Находке встретил женщину, которая стала моей судьбой.
— Ваше известное стихотворение, в котором есть строки «Привет тебе, моя Находка, как долго я тебя искал» написано тогда же?
— Да, сразу же, как приехал.
— Геннадий Петрович, позднее был период учебы на журфаке Дальневосточного университета и работа в редакции «Находкинского рабочего». Чем запомнился этот период?
— Редактором на тот момент был Александр Захарович РАССОЛЕНКО, я заведовал отделом писем. Поэтому все, что приходило на адрес редакции, передавали мне. Постепенно вокруг меня стали консолидироваться творчески одаренные люди, и я стал руководителем литературного объединения «Океан», первого в истории города. В него входили поэты Николай Кузьмишкин, Валера Лымарь, Володя Коврижкин, Юрий Коваленко, Володя Шелковченко, Валерий Малышев. Собирались мы после работы в моем кабинете, в котором набивалось народу – яблоку негде упасть. Там бывало накурено и жарко от увлеченных споров и обсуждения новых стихов. Зачастую мы шли продолжить в ресторан «Восток», который находился рядом, на площади. Валера Малышев подходил к оркестру, те уходили на перерыв, и сцена попадала в наше распоряжение. Мы читали стихи и, должен сказать, что наши выступления пользовались большим успехом. Находка в то время была городом моряков, и люди восторженно принимали стихи о море. Например — «Гуляет флот большого каботажа».
— Как сложилась судьба объединения в дальнейшем?
— К сожалению, многие талантливые поэты из «Океана» рано ушли, им выпали короткие, и даже трагические судьбы. А вот с Валерием Малышевым, поэтом из Новосибирска, который, отработав положенный срок после института, уехал в свой город, мне довелось встретиться почти два десятилетия спустя. Он, приехав в Находку по своим делам, нашел мой телефон и позвонил. Я пригласил его в гости. Он появился на моем пороге – высокий, нескладный и сразу же стал сыпать стихами. Мы выпили за встречу, и как это зачастую бывает, выпивка закончилась, и он предложил сбегать в ближайший магазин. Но, к несчастью, заклинило дверь. Злополучный замок никак не хотел открываться. Тогда Валера, не раздумывая, предложил выйти в магазин… через балкон соседей. Напрасно я пытался отговорить его от этой затеи. Он махнул с третьего этажа на четвертый, прошел мимо остолбеневшего хозяина и его семьи, собравшейся за ужином, извинился и попросил проводить его к выходу. Благо соседи были знакомые и отнеслись ко всему адекватно. Когда Валера шел обратно, я сумел разблокировать заклинившую дверь, и мы продолжили общение. В Новосибирске, откуда он приехал, он стал известным, признанным поэтом – членом Союза писателей России.
— Геннадий Петрович, о чудачествах поэтов, как гениев, так и просто талантливых людей, наслышана немало. А как это было в вашу пору?
— В шестидесятых-семидесятых годах мы много выступали перед публикой. Причем выступления эти были перед массовыми аудиториями. Нас приглашали в дома культуры, мы читали стихи перед сеансами в кинотеатрах, в различных коллективах и на предприятиях. Общество «Знание» оплачивало выступления литераторов, платили и в домах культуры. Было нормой читать стихи в ресторане, на рыбацком судне, в любой аудитории, где их могли и хотели слушать. Отношение к поэзии в целом было благожелательным. Поэтов уважали и ценили за то, что они делали. А что касается чудачеств, приведу такой пример. Илья Фаликов, в данный момент известный московский поэт, автор книги об Евгении Евтушенко, в студенческую пору был исключен из университета за то, что в ресторане «Золотой Рог» читал поэму о Сергее Лазо… стоя на руках.
— Он неоднократно приезжал в Находку с Геннадием Лысенко. Расскажите об этом.
— Мы встречались на собраниях приморских литераторов в знаменитом доме «Серая Лошадь» во Владивостоке. Потом они звонили мне в редакцию, я заказывал для них полулюкс в гостинице «Находка». Они приезжали, и мы давали совместные выступления. Однажды мы вчетвером отправились с выступлением в кинотеатр «Волна». По дороге купили две бутылки водки, но они неприлично оттопыривали карманы, поскольку сумки не было. И мы решили закопать их в сугроб у столба.
Когда же вышли, то переворошили весь снег в сугробе, но ничего не нашли. Не найдя пропажу, мы вернулись в мой редакционный кабинет. Поэт Геннадий Лысенко, которого профессор С. Крившенко называл «классиком дальневосточной ветви русской поэзии», был частым гостем в нашем городе. Свою самую первую книгу стихов «Проталина» он подарил мне с авторской подписью.
— Не только местные, но и столичные знаменитости, поэты и писатели, были героями ваших публикаций и гостями в вашем доме. Расскажите о них.
— Жизнь подарила мне немало встреч с интересными людьми. Мне приходилось встречать в Находке и провожать писателей Михаила Шолохова, Виктора Астафьева, Николая Задорнова. Принимать у себя в гостях знаменитых бардов Булата Окуджаву, Александра Розенбаума и известного во всем мире путешественника Тура Хейердала – они приезжали в мой загородный эллинг на берегу залива Восток в поселке Приисковый. Помню, заслышав Розенбаума, люди подплывали и слушали его, стоя по колено, а то и по грудь в морской воде. В среде литераторов находкинского клуба «Элегия», которые тоже там бывали неоднократно, это место именовалось просто – «Причал». Были интересные встречи с актерами Ларисой Лужиной и Владимиром Ивашевым, которые снимались в фильме «Путина» в Находке.
В этот момент состоялась встреча с поэтом Робертом Рождественским, который вместо интервью написал по моей просьбе стихи о нашем городе. А Сергей Козлов, автор сценария к мультфильму «Ежик в тумане», совершенно очаровал женщин в моей семье, читая детские стихи. Этот мультфильм был признан лучшим мультфильмом XX столетия в Японии. Почти два десятилетия я дружил с находкинским поэтом Михаилом Гутманом, стихи которого опубликовал первым в газете «На стройке». Он работал в ПМП, ходил в море, бывало, звонил и читал мне стихи даже из Сингапура.
— Что бы вы хотели пожелать поэтам и писателям города в Год литературы?
— Заниматься литературой, отдаваясь ей самозабвенно. Из литературного объединения «Океан» вышло четыре члена Союза писателей Советского Союза. Традиции продолжаются – в современной Находке на данный момент 12 членов двух российских писательских союзов, а значит, есть надежда, что литература в нашем городе будет жить и дальше.

Анна ТАРАБРИНА

Запись опубликована в рубрике Культура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.