Сергей ПОЛЯКОВ — один из тех, кто многие годы принимает активное участие в строительстве и изменении архитектурного облика нашего города. Благодаря в том числе и его лепте появилось немало зданий и сооружений, которые не только украшают Находку, но до сих пор играют ключевую роль в ее жизни. В воскресенье, 11 октября, Сергею Владимировичу исполняется 60 лет, 40 из которых он неизменно отдавал любимой профессии созидателя.
Сергей Владимирович, вы коренной находчанин?
— Нет, родился в поселке Маго Хабаровского края. В середине прошлого века в Находку переехали родители моего отца и привезли с собой часть детей. А в 1965 году сюда прибыли на жительство и мои родители. Отец работал на ПСРЗ судокорпусником, мама — на ЖБФ. Учился в школе № 6, активно занимался плаванием, волейболом, легкой атлетикой, выступал на городских соревнованиях, за призовые места получал грамоты. Имея хорошие как физические данные, так и оценки в аттестате, хотел поступить в летное училище, но упустил время с медкомиссией. Терять год не хотелось, подал документы во Владивостокский строительный техникум по специальности «техник-строитель промышленного и гражданского строительства».
Четыре года прошли быстро, и по распределению прибыл на работу в находкинский трест КПД-2. В его составе было много стройуправлений. Меня взяли монтажником в СУ-464, где начальником управления был Виктор ШЕЛУПАЙКО. Потом его назначили главным инженером треста КПД-2, а меня — мастером, а еще через год — прорабом и одновременно начальником участка. Здесь я стал в очередь и получил малосемейку. Когда родились три дочери, дали пятикомнатную квартиру.
В конце 80-х строили большой цех керамзитогравия и завод ЖБИ-50, от которых сегодня практически ничего не осталось. В это время в стране началось движение МЖК. И у нас сформировалась бригада эмжэковцев до 30 человек, которые весь световой день и без выходных трудились на стройке, зарабатывая себе квартиры.
На каких объектах еще работали?
— В центральном районе у озера Соленого строили детсады, школу, Дом быта «Экспресс», универсам № 122 и несколько жилых домов. На мысе Астафьева начинали школу № 1 «Полюс». Особенно запомнилось строительство Дома Советов в районе «Волны». В этом здании должны были разместиться горком партии и Находкинской горсовет народных депутатов. На всё отводилось два года. График работ был жесткий. Еженедельно на объекте проводились планерки с участием одного из секретарей горкома партии, где налево и направо раздавались оплеухи. В начале 90-х объект «заморозили», и он простоял долгостроем до тех пор, пока не выкупил его ВГУЭС и не сделал там свой филиал.
Когда не укладывались в график, были авралы. Школу № 9 на ул. Мичурина нужно было срочно сдать к 1 сентября. По разным причинам сроки срывались. Поэтому часто оставались сверхурочно, привлекались разнорабочие из торгового порта на общестроительные работы. Как правило, раньше 9-10 вечера домой не возвращался. Такими же темпами строили и общежитие для хлебокомбината.
В то время рука об руку со мной работали прорабами Александр СОТНИКОВ, Александр ЛЕСКОВ, Владимир ЗВЕРЕВ, Алексей СКЛЯРОВ, Николай МАРЫЧЕВ, Вадим БЛИЖНИКОВ, которые также оставили свой добрый след в строительстве многих зданий города. Работать было интересно. В Находке часто проводились краевые соревнования между бригадами, конкурсы профессионального мастерства, где наши рабочие нередко занимали призовые места.
Сколько лет отработали начальником участка?
— Около десяти. Потом на эту же должность перешел в СУ-43, а через некоторое время меня назначили заместителем генерального директора по производству и строительству. С этих пор пришлось решать основную часть производственных вопросов компании — заниматься не только строительством промышленных и жилых объектов, но и контролировать работу по производству строительных материалов.
В начале 90-х стали привлекать китайских и корейских строителей. Большой объем работ выполнили по благоустройству прилегающей территории завода «Звезда» в Большом Камне, на международном проекте по строительству нефтяных платформ «Сахалин- 2», куда поставляли инертные материалы, успешно и в обозначенные сроки выполнили 21 контракт по строительству объектов.
Чем теперь заняты?
— В течение последних четырех лет в основном работаем на объектах стивидорной компании АО «Терминал Астафьева», выполняя благоустройство, строим подпорные стенки и основания складских площадок, прокладываем коммуникации, занимаемся ремонтом и асфальтированием внутренних дорог и проездов терминала.
Один из больших проектов, переходящих из года в год, — строительство дачно-потребительского кооператива «Венеция» на берегу живописного залива Восток. В настоящее время реализуем здесь вторую очередь, где задействована чуть ли не половина наших спецмашин и механизмов.
3 В последнее время престиж строителя, к сожалению, заметно снизился. Никогда не хотелось уйти в другую сферу?
— Конечно, обидно, что отрасль оказалась в таком положении. Раньше в Находке очень много возводилось жилья и промобъектов, строители были в почете, им в первую очередь выделялись квартиры, они имели хорошую и стабильную зарплату. Молодежь после ПТУ работала каменщиками, монтажниками, бетонщиками… Сегодня к нам никого не зазовешь. Да и сами компании с годами тают. К примеру, от 12 подразделений треста КПД-2 на сегодня осталось только АО «Строитель-43», от треста «Дальморгидрострой» — ОАО «Комплекс» и ОАО «ДМГС». Даже не выдержал зигзагов рынка мощнейший на Дальнем Востоке России «Дальтехфлот» со своим уникальным землеройным флотом и шаландами.
Здесь нужно отдать должное нашему генеральному директору Сергею Николаевичу ШЕЛУПАЙКО, что ему удалось обойти рифы в море экономических реформ. Все это время мы старались не влезать ни в какие сомнительные проекты, подконтрольные московским фирмам. Потому что они, как правило, «кидали» строителей. Нередко это были фирмы-однодневки, сулящие золотые горы, а когда строители выполняли объем работ, фирмы банкротились, и спросить не с кого. Иные годы, когда заказов практически не было, работали на мелочевке, зарплату людям приходилось выдавать консервами и китайскими тапочками. Но компанию и костяк коллектива удалось сохранить. Был соблазн уйти в другую компанию, но ее уже нет несколько лет, а наша продолжает работать.
В этом году «Строителю-43» исполнился 41 год, предприятие переживает далеко не лучшие времена. Последние десять лет не обновлялись основные фонды, потому что не имелось на это средств. Одна была забота — как бы наскрести коллективу на зарплату. И только в нынешнем году удалось приобрести в лизинг два новых автосамосвала, постепенно начинаем ремонтировать старую спецтехнику, которая годами простаивала под забором. Не сделав этого, можно вообще оказаться не у дел.
Раньше немалый объем работ делали по муниципальным заказам. А сейчас?
— Один из последних заказов — очистка русла речки Каменка, где отработали более четырех лет, применив уникальный финский землесос и современные технологии. С тех пор эта машина востребована всего на 20 процентов. Нет заказов. Кстати, приобретали землесос, прежде всего, под проект очистки озера Соленого, но он почему-то долго пролежал под сукном. И заговорили об этом только совсем недавно. Может, в будущем году удастся с помощью уникального плавсредства поработать на очистке озера Соленого. С другой стороны, в прежние годы на муниципальные заказы привлекали иностранную рабочую силу. Сегодня это очень затратно. А у нас такой возможности нет.
3 Юбилей — всегда повод подвести итог. Удалось достичь в жизни того, к чему стремились?
— Построил дом, посадил много деревьев, правда не удалось родить сына, зато есть три дочери, которые подарили нам с женой восемь прекрасных внуков и двоих правнуков. В профессиональном плане, считаю, достиг своей вершины. Люблю работу и семью.
За годы трудовой деятельности неоднократно награждался почетными грамотами администрации компании и Находки. В честь минувшего Дня строителя меня отметили Почетной грамотой министерства строительства Приморского края. Построил лодочный гараж, в свободное время, которого правда очень мало, люблю рыбачить. Нахожу время на дачу, обеспечивая овощами и ягодой себя и детей. Считаю, жизнь удалась!
Записал Владимир ФЕДОРОВ