Семья Федора ГУЙДИК в селе Душкино была многодетной. У него было четыре сына и пять дочерей. В село он приехал в 1937 году.
Дети подрастали, и казалось, всё идет своим чередом. Ранней весной 1940 года родители проводили на службу старшего сына Михаила. Он служил во Владивостоке на Тихоокеанском флоте. Высокому, кареглазому парню очень шла морская форма. Не думали тогда родители, что увидятся со своим сыном только спустя семь лет.
Началась Великая Отечественная война. Уже осенью 1941 года фашистские оккупанты были на подступах к нашей столице Москве. На полях Подмосковья развернулась одна из крупнейших битв Великой Отечественной вой-ны. Перед Красной армией встала задача отбросить гитлеровцев от Москвы, разгромить ударные группировки врага, снять угрозу, нависшую над нашей столицей.
Решение этой важнейшей задачи требовало новых сил и средств. В конце октября 1941 года во Владивостоке была сформирована группа моряков-тихоокеанцев. В их число входил Михаил ГУЙДИК, эшелоном они были отправлены в Свердовскую область, где формировалась 64-я отдельная морская стрелковая бригада. Бойцы морской пехоты, в том числе и Михаил Федорович, отличались своей подтянутостью и организованностью. Днем и ночью они занимались боевыми стрельбами и учениями, овладев наукой побеждать. Таким образом, стрелковая бригада крепла день ото дня. Весь личный состав бригады обмундировали в общеармейскую форму, но Михаил, так же, как и его товарищи, оставил на память о родном флоте при себе тельняшку, толстый ремень и бескозырку.
В итоге большой работы в бригаде были сколочены три стрелковых батальона. Михаил был определен в разведку. 24 ноября бойцы были направлены в район Москвы, а 28 ноября переброшены на подмосковную станцию Хатьково. Как раз в это время фашисты выбросили совсем рядом десант в количестве 220-250 человек, с задачей захватить коммуникации на подступах к Москве. Для нашего земляка это был первый бой, первый экзамен мужества. И выдержал он эту проверку, уничтожив со своими друзьями немецкий десант.
64-я отдельная морская стрелковая бригада, где воевал Михаил, вошла в состав 20-й армии Западного фронта, войска которого обороняли Москву, а затем пошли в наступление. Впоследствии 64-я морская стрелковая бригада была переформирована в 82-ю стрелковую дивизию.
За всё время боевых действий бригада неотступно преследовала противника, применив всевозможные атаки, ее бойцы проявляли героизм и мужество в боях, за что она была награждена в 1942 году орденом Красного Знамени, а впоследствии орденами Суворова и Кутузова 11 степени. И всегда впереди всех — разведчики. Не раз приходилось Михаилу проникать в тыл врага и по радиосвязи — он был радистом — передавать сведения о системе обороны неприятеля. В группе разведчиков он считался мастером своего дела, а в свободную от боя минуту старался как-то развлечь друзей-разведчиков. Имея отличный слух, Михаил сам научился играть на гармошке и баяне.
Во время наступления на Минск за выполнение боевого задания — пройти в тыл врага в районе Елизово и Свислочь, разведать силы противника, овладеть мостами и удерживать их до подхода 250-го стрелкового полка — Михаил Федорович в числе группы разведчиков был награжден орденом Ленина.
Работа разведчиков сильно осложнилась, когда наши войска ступили на землю Польши. Поляки с неохотой давали нашим разведчикам сведения о немцах. Порой они были неверными. Поэтому наблюдения приходилось вести за немцами беспрерывно в течение нескольких суток, находясь в тылу врага.
Михаил Федорович был несколько раз ранен и контужен. Лечился в госпитале. После чего снова попал в свою 82-ю и снова в бой. С 1941 года по 6 мая 1945-го дивизия прошла с боями три тысячи километров, овладев 2483 населенными пунктами, уничтожив десятки тысяч фашистов и их технику. Есть в этом заслуга и нашего солдата Михаила ГУЙДИК. За мужество и отвагу, проявленные в боях, разведчик был награжден орденом Славы III степени, орденом Красного Знамени, орденом Ленина, медалями «За победу над Германией», знаком «Отличник разведки» и многими другими наградами.
Однажды в адрес родителей в село Душкино пришло извещение о смерти Михаила. Но, как впоследствии оказалось, это извещение было ошибочным. В бессознательном состоянии его отправили в госпиталь, подлечили, а затем опять — в 82-ю. Когда Михаил вернулся домой, это был совсем другой человек. В почти глухом, немногословном сухощавом мужчине трудно было узнать красавца моряка. Ранения и контузия сказались на здоровье парня. Ему, можно сказать, пришлось заново учиться говорить. Физически работать он не смог, но этому человеку с рождения были даны большие музыкальные способности. Любую мелодию он мог сыграть на своем баяне, только один раз услышав ее. Закончив музыкальное училище, он работал музыкальным руководителем в Доме культуры и в детском саду в Южно-Морском. Получал небольшую заработную плату и жил очень скромно.
82-й дивизии посвящена книга под авторством бывшего начальника политотдела И.Ф.АВРАМОВА, «82-я Ярцевская», где не раз упоминалось имя замечательного разведчика Михаила Федоровича. Рассказывалось о его подвигах, смелости и героизме. Автор разыскал разведчика, подарил ему книгу. Потом долго вспоминали вместе боевых товарищей. А на первой странице книги красными чернилами написано: «Бесстрашному разведчику и организатору культурного досуга разведчиков МИХАИЛУ ФЕДОРОВИЧУ ГУЙДИК на память! 20 июля 1973 года». Чуть ниже — подпись АВРАМОВА. Когда Михаил Федорович прочитал эту книгу, он пережил заново все военные годы, мысленно попрощался еще раз со своими боевыми товарищами, погибшими в боях и не вернувшимися домой.
…На последней странице книги он написал: «Когда-то мы были нужны, а теперь осталась у меня только музыка, за что и живу…»
Эти слова датированы 20 августом 1973 года, а 2 марта 1981 года в теплый весенний день остановилось сердце отважного разведчика. Его дети бережно хранят книгу И.Ф. АВРАМОВА как память о родном отце.
Татьяна ХАРЧЕНКО, председатель общественной организации
«Дети войны» пос. Южно-Морской