Прыжок через фронт

2Немало спецопераций наряду с разведывательными и диверсионными мероприятиями приходилось осуществлять группам разведывательного управления ГШ РККА на территории оккупированной нацистами Белоруссии. Среди них был один из руководителей спецоперации в мае 1944 года «Прыжок через фронт» — легендарный партизанский комбриг Степан Павлович КАПЛУН.


Военно-политическая ситуация весной 1944 года была сложной: польское эмигрантское правительство в Лондоне считало Советский Союз таким же врагом Польши, как и гитлеровскую Германию. Это была пресловутая теория «двух врагов». Подпольную борьбу на территории Польши вела Крайова Рада Народова (КРН). Весной в Варшаве она приняла решение послать в Москву делегацию из четырех человек, которая должна была перейти линию фронта, чтобы согласовать совместные действия.
В марте делегация начала пробираться к линии фронта. Но преодолев немало километров по тылам врага, поляки линию фронта не прошли. В апреле после многодневных мытарств делегация при помощи партизан Брестской области оказалась в бригаде Степана КАПЛУНА.
Он являлся комбригом 2-й бригады особого назначения РУ ГШ РККА (оперативный псевдоним Эспека). Его соединение прибыло в Польшу в январе 1944 года, избрав местом дислокации урочище Михерово. Партизанам пришлось здесь с нуля налаживать свой быт, строить землянки и шалаши. Поляки, вновь сделав попытку перейти линию фронта, так и не смогли попасть на советскую территорию и вынуждены были вернуться в урочище.
Время шло. Польские руководители просили содействовать их отправке в Москву. Центр поручил подполковнику С. КАПЛУНУ подготовить посадочную площадку для двух легкомоторных самолетов У-2. Между тем находиться в михеровских лесах становилось все опаснее. Концентрируя войска для контрудара, нацисты стремились всеми силами избавиться от партизан, проводя карательные операции. Однако все попытки прочесать михеровский лес заканчивались для них неудачей.
Одновременно партизаны расчищали и выравнивали большую, заросшую лесом поляну для приема самолетов с Большой земли. Работали исключительно по ночам, не хватало пил, топоров, лопат. К началу мая посадочная площадка была готова.
Немецкая разведка проявляла большую активность в этом районе. 3 мая 1944 года карательный отряд из дивизии СС «Викинг» смог скрытно подойти к лагерю партизан и открыть ураганный огонь. Партизаны укрылись в болоте. Боеприпасы и продовольствие были на исходе. Эспека не раз просил Москву разрешить им уйти из Михерово. Но Москва неизменно подтверждала ранее отданное распоряжение: «Сначала отправить польских представителей на Большую землю».
В этой небывало сложной обстановке партизанам нежданно помогли… англичане. Самолеты королевских ВВС Великобритании, прилетев с победным ревом из Италии, по ошибке сбросили в михеровский лес десяток контейнеров с обмундированием, оружием, боеприпасами и медикаментами, предназначенными для польской армии Крайовой. Когда эсэсовцы вновь сунулись в лес, их встретил шквальный огонь из английских автоматов системы Томпсона.
Эспека с третьей попытки отправил двумя У-2 представителей будущей новой Польши в Москву. А его бригада, совершившая длительный боевой рейд по тылам противника, в июне 1944 года оказалась на территории, освобожденной от оккупантов частями Красной армии в ходе операции «Багратион».
За выполнение специальных заданий командования в тылу врага Степан Павлович был награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды. Польское правительство удостоило его высшего военного ордена — креста «Виртути милитари». После войны С. П. Каплун продолжил военную службу в Грозном. 13 марта 1966 года боевого комбрига Степана Павловича КАПЛУНА не стало…

Анастасия КАПЛУН,
специалист по организационному планированию отдела по персоналу и социальным программам ООО
«РН-Находканефтепродукт»
Запись опубликована в рубрике Страницы истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.