Тамара КАЛЬСИНА: Хранить и развивать традиции с детства

DSC02713Городской детской хоровой школе исполнилось в этом году 47 лет. За годы существования учреждения менялось многое, в том числе названия, а с 1988 года и ее здание. Неизменными всегда оставались основные цели: эстетическое и культурное развитие подрастающего поколения, выявление музыкально одаренных детей, подростков, а также создание наиболее благоприятных условий для совершенствования их таланта, профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки учащихся. Историей школы и ее достижениями поделилась с читателями «НР» Тамара КАЛЬСИНА, директор учреждения.


— Тамара Ивановна, расскажите о том, как музыка впервые появилась в вашей жизни?
— Несмотря на то, что я окончила физико-математический факультет Уссурийского педагогического института, получив диплом учителя математики с правом преподавания физики, я всегда преклонялась перед творческими людьми – художниками и музыкантами. Для меня это люди, обладающие особенным даром, которого нет у нас, людей обыкновенных. С самого детства я обожала слушать вальсы. Моим любимым композитором всегда был и остается И.Штраус (старший). С 12 лет я записывала с телевизора на бобинный магнитофон «Романтика» выступления Венского большого оркестра, которые транслировались под каждый Новый год. В моей коллекции всегда были пластинки с опереттами И. Штрауса и И. Кальмана.
— В каком году хоровая школа впервые была открыта?
— Её история начинается с 1969 года. Учреждение называлось «Детская музыкальная школа №3», директором тогда была Валентина Захаровна ГРИШКО. В 1988 году, по инициативе коллектива школы во главе с директором, заслуженным работником культуры РФ Анатолием Тимофеевичем АНОПКО, на основании решения администрации города Находки школа приобретает новое типовое здание, а в 1989 г. переименовывается в муниципальное учреждение дополнительного образования «Городская детская хоровая школа». Это событие явилось важной вехой в развитии учреждения, т. к. хоровое исполнительство – одно из самых массовых и демократичных видов искусства, бережно хранящее и развивающее высокие традиции российской культуры. Ученики и преподаватели учреждения пропагандируют классическую, современную и народную музыку, исполнительское искусство, способствуя тем самым поднятию эстетического и культурного уровня жителей города. Особое внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию молодежи, проводятся встречи с ветеранами и служащими воинских частей. Городская детская хоровая школа тесно сотрудничает с детскими дошкольными, общеобразовательными учреждениями, учреждениями культуры Находкинского городского округа. Коллективом школы проводятся тематические лекции-концерты, творческие отчеты, концерты, посвященные праздничным и юбилейным датам, творческие встречи с исполнителями и композиторами Приморского края и РФ. Концертный зал школы – постоянное место проведения городских, зональных, краевых концертов, фестивалей, конкурсов, семинаров, мастер-классов ведущих специалистов культуры и искусства.
— Сколько на сегодняшний день учеников, посещающих школу, и каков их возраст?
— Всего в школе обучаются 370 учеников. Эту планку мы держим уже второй год. Желающих поступить в хоровую школу очень много, но пока что у нас нет свободных кабинетов и не хватает преподавателей. Возраст учащихся: от шести с половиной до восемнадцати лет, как и в общеобразовательной школе. В этом году мы приняли в первый класс 60 детей. Замечательно то, что некоторые родители шли целенаправленно к определенному преподавателю, например к МОСКОВСКОЙ Ирине Владимировне – руководителю хора мальчиков «Рондо».
— Насколько доступно для семейного бюджета записать ребенка в хоровую школу?
— Ежемесячная стоимость обучения составляет 1300 рублей, кроме отделения по классу гитары, его стоимость обойдется родителям в 1500 рублей. Для многодетных семей предусмотрены льготы в размере половины стоимости оплаты за обучение. Дети-сироты учатся у нас бесплатно. Всего в школе на льготных условиях обучаются 78 детей и трое сирот.
— Каков по длительности период обучения детей?
— Основные предпрофессиональные программы обучения составляют восемь лет: отделение фортепиано, хоровое пение, музыкальный фольклор, струнное, духовое и народное отделения. Для более старших детей предусмотрены общеразвивающие программы на три и четыре года: сольное пение и инструментальные классы.
— Сколько лет необходимо учиться вокалу?
— На данный момент программа предусматривает четырехлетний период учебы, но если вы хотите вырастить хорошего исполнителя, то этого срока недостаточно.
— Какие возможности открываются перед выпускниками вашей школы?
— Выпускники ГДХШ являются студентами средних и высших специальных учебных заведений. Они могут в дальнейшем поступить в музыкальный колледж, а далее в учреждения искусств г. Владивостока, Хабаровска и т. д. В этом году восемь наших выпускников поступили в вузы. Александра СИВОКОЗ, в прошлом наша воспитанница, окончила Лондонскую королевскую консерваторию и стала членом Союза композиторов России. Многие наши выпускники, поступив в высшие учебные заведения, такие, как ДВФУ и ВГУЭС, всегда востребованы творческими коллективами этих учебных заведений.
— Тамара Ивановна, какой возраст ребенка является самым оптимальным для того, чтобы отдавать его в хоровую школу?
— От семи до девяти лет. К этому времени дети уже умеют читать и писать, имеют такие навыки, как усидчивость и внимательность.
— Насколько успешно детям удается совмещать учебу в средней общеобразовательной школе и в хоровой школе?
— Расписание в нашей школе для каждого учащегося составлено индивидуально и построено так, чтобы ребенок мог успешно совмещать учебу в обоих учреждениях, занятия ведутся в две смены.
— Какими наиболее яркими событиями этого года гордится ваша школа?
— Если перечислять все события, то это займет очень много времени. Хоровая школа занимает ведущее место среди учреждений культуры Находкинского городского округа по количеству призовых мест, занятых в конкурсах различного уровня и проведению культурно-массовых мероприятий. Хочу отметить, что в школе стабильно работают детские творческие коллективы: образцовый ансамбль «Сударушка», хор старших классов «Фантазия», хор средних классов «Акварель», хор мальчиков «Рондо», оркестр русских народных инструментов, вокальные ансамбли академического и эстрадного направлений, инструментальные ансамбли, являющиеся лауреатами конкурсов различных уровней. Всего за 2015-2016 учебный год воспитанниками завоевано 41 призовое место. Идя в ногу со временем, мы используем «заочную» форму для участия во всероссийских и международных конкурсах. Так, например, в Чебоксарах и Москве ежегодно проводятся вокальные конкурсы, на которые мы отправляем видеозаписи наших конкурсантов. Благодаря этой возможности ребята стали лауреатами первой и второй степеней, даже не покидая пределов своего города. Нашей звездочкой стала Ольга ПРОКАЕВА, и сейчас мы готовим ее для участия в юбилейном, X Международном конкурсе-фестивале детского и юношеского творчества «Мы вместе-2016-Москва». Данная поездка финансируется управлением культуры администрации НГО в рамках программы «Развитие культуры Находкинского городского округа на 2015-2018 годы».
— Какие преподаватели трудятся в вашей школе сегодня?
— Из 39 человек преподавадельского состава восемь имеют звание «Ветеран труда». Это люди, стоявшие у самых истоков учреждения. Большую благодарность хочу выразить Виктории Витальевне МАРАТКАНОВОЙ, проработавшей 26 лет в должности заместителя директора по учебной работе. Сейчас она перешла на педагогическую работу, передав все знания своему преемнику, Светлане БАКШЕЕВОЙ.
— Какое влияние оказал на хоровую школу приезд известного скрипача Дмитрия КОГАНА?
— Незабываемое впечатление, это был аншлаг. Имя Павла КОГАНА известно не только в России, но и за рубежом. Коганы – это целая эпоха. Выдающимися скрипачами были его отец и дед. Творческая встреча с ним, прошедшая в школе, – это большое событие, и принимать такого почетного гостя для нас было большой честью. Зрителями стали учащиеся нашей школы и ученики общеобразовательной школы №8, родители, преподаватели школ искусств и музыкального колледжа. Музыканту задавали самые непосредственные вопросы на различные темы, творческая встреча завершилась долгожданным концертом. Дмитрий исполнил несколько произведений на знаменитой скрипке Елизаветы Медичи, которой более 300 лет. Это надолго останется в памяти зрителей.
— Какие главные трудности на сегодняшний день испытывает ваше учреждение?
— Как обычно, финансовые. Не хватает средств на покупку новых музыкальных инструментов, костюмов, акустической аппаратуры, школьной мебели. Администрация города помогла заменить в некоторых классах и холлах старые окна на новые, в 2015 году полностью поменяли отопительную систему, заменили центральную входную дверь, провели ремонт малого концертного зала. Выделены бюджетные средства на ремонт ливневого стока, подготовлен проект по осушке подвала здания.
— Тамара Ивановна, какова ваша самая главная мечта?
— Мечтаю о том, чтобы в хоровой школе всегда был такой же замечательный творческий коллектив, как и сейчас, чтобы наши дети участвовали в конкурсах не только в городах Российской Федерации, но и за рубежом. Хочется, чтобы у школы появились хорошие спонсоры.
— Ваши пожелания всем читателям «НР».
— Приходите на все наши концерты и мероприятия, которые мы проводим. Будем рады каждому зрителю.

ансамбль  Сударушка хор мальчиков Рондо

Сергей ПЛЯСОВ
Запись опубликована в рубрике Культура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.