Когда ослабнет в сердце вера
В божественные чудеса
И чёрт, глумясь, запрёт все двери,
Веля забыть о небесах,
Взойдём, запрет его нарушив,
На сопку, на кольцо дорог,
Где «Рампа» высветлит нам души
И форточку откроет БОГ…
Галина ЯКУНИНА
Когда собиралась на встречу с режиссёром народного театра «Рампа», в июне этого года празднующего свой десятилетний юбилей, Татьяной Ивановной ТРЕНЬКИНОЙ, то не покидало состояние скованности и вместе с тем радости – как же, беру интервью у талантливого мастера, многие поклонники творчества «Рампы» хотели бы оказаться на моём месте.
Встречу откладывала – перечитала публикации о коллективе, пересмотрела фото в соцсетях, посмотрела несколько постановок. А оказавшись лицом к лицу со специалистом в области театрального искусства, в первые же минуты успокоилась: «Зря откладывала! Приятное общение можно продолжать часами!». И все заготовленные заранее вопросы отошли на второй план.
Состоялся наш разговор прямо на сцене Дома молодёжи, среди декораций, перед репетицией юбилейного капустника «Канарики-2», в котором отразится весь десятилетний творческий путь «Рампы». Поклонники увидят самые яркие сцены из уже поставленных пьес.
Покорили простота и искренность этой женщины с мужской профессией режиссёр, и вспомнились слова кого-то из великих: «Режиссёр — главный человек на сценической площадке. Он организатор, менеджер, творческий руководитель и вдохновитель для всей актёрской группы». Это высказывание именно о ней – Татьяне ТРЕНЬКИНОЙ, которая, освоив эту нелёгкую профессию, в своих постановках сумела охватить сценическое действие, увлечь художников, хореографов, светоосветителей и музыкантов своей идеей, помогла создать единый театральный организм.
«Театр – коллективное творчество, — вслед за Станиславским любит повторять Татьяна Ивановна. — И один режиссёр не сделает ничего, спектакль – это труд коллективный». Где-то на пересечении всех творческих плоскостей и идей рождается сценическая постановка, каждый раз – новая, не похожая на предыдущие. «Рампа» может похвастаться жанровым разнообразием: от серьёзных драматических постановок до водевилей и музыкальных комедий.
Закончив режиссёрско-театральное отделение Кемеровского государственного института культуры, Татьяна Ивановна получила приглашение остаться на кафедре, но, выйдя замуж, перебралась на другой конец России — посёлок Николаевку, в диковинные места, окружённые морем, сопками и дикой тайгой. Тогда-то, в 1984 году, в Николаевском гарнизоне произошло знаковое событие – родился театр «Вера» и дожил до своего совершеннолетия.
А в 1998 году в бывшем кинотеатре «Прибой» был организован находкинский муниципальный театр, который просуществовал два года. Забегая вперёд, скажу, что в театре «Рампа» работает несколько актёров из первого, находкинского коллектива: Наталья ЛУКЬЯНОВА (ТИПСИНА), Александр МУРАХОВСКИЙ, Михаил ЩЕРБАКОВ, а из «Веры» в нынешний коллектив влились Людмила ДУБОВАЯ и Владимир ТРЕНЬКИН.
В 2005 году в Находке Татьяна ТРЕНЬКИНА создаёт любительский театр «Рампа» на базе Дома молодёжи, которому в 2010 году присуждают звание «Народный». Слово «любительский» изначально было актуальным для молодого творческого коллектива – у актёров не было специального театрального образования. Сейчас «Рампа» может похвастаться своим профессиональным ростом: Наталья ЛУКЬЯНОВА (ТИПСИНА), Василий КОРНЕВ и Анфиса ГРИГОРОВИЧ закончили хабаровский государственный институт искусств; Марина АРИСТАРХОВА и Андрей ЮРЧЕНКО влились в коллектив после окончания института искусств во Владивостоке; со средним специальным образованием – Галина ВОРОНИНА и Виктория ВОЛОГИНА. В этом году ещё трое рамповцев решили освоить актёрскую профессию и подали свои документы в театральные вузы страны.
Успех коллектива зависит и от актёров, и от режиссёра «Рампы», которые не только открыты всему новому, креативному, но и постоянно совершенствуются профессионально. Более пяти лет Татьяна Ивановна стажировалась у экс-режиссера Владивостокского камерного театра драмы, ныне режиссёра Токийского нового репертуарного театра, заслуженного деятеля искусств Леонида Ивановича АНИСИМОВА, по рекомендации которого была приглашена в Уссурийский драматический театр для осуществления постановки спектакля «Синяя птица». В течение трех лет она была вольнослушателем в Москве в «Мастерской Фоменко» у мастера мирового уровня Петра Наумовича ФОМЕНКО.
Обучаясь сама, Татьяна ТРЕНЬКИНА передаёт актёрам «Рампы» свой опыт и, кроме того, приглашает преподавателей из института искусств города Владивостока для проведения мастер-классов.
Возможно, именно благодаря умению совершенствовать своё мастерство рамповцы покоряют не только находкинского зрителя. За 10 лет побывали во Владивостоке, Уссурийске, Хабаровске. В конце октября 2011 года в дальневосточной столице на Межрегиональном фестивале любительских театров «Дальневосточный бенефис» творчество коллектива заслужило самой высокой оценки жюри, и театр был приглашён на Всероссийский театральный фестиваль любительских коллективов «Успех», который состоялся в мае 2012 года в Подмосковье в усадьбе Александра Николаевича Островского. Домой вернулись с двумя дипломами — «За костюмы», «За оригинальное прочтение классики».
Но успех был и до, и после «Успеха» — на театральных фестивалях в Южной Корее. С корейцами отношения творческие. Уже пять лет существует уникальный проект с корейскими профессиональными драматическими театрами. Создано три совместных двуязычных спектакля — это «Инкогнито?!», «Простая история» и «Любишь — не любишь». В 2014 году коллектив театра «Рампа» пьесой «Любишь — не любишь» открыл тридцать второй Международный театральный фестиваль в корейском городе Кунсан. Председатель театральной ассоциации Республики Корея Юн Бонг ГУДАЛ дал самую высокую оценку творчеству «Рампы», сказав: «Вот такими спектаклями надо открывать международные фестивали!». Осуществимо? Вполне!
Но главной своей заслугой коллектив «Рампы» считает даже не победы на различных фестивалях, а привлечение в театр юного зрителя. В репертуаре театра есть детские постановки: «Маленький принц», «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев». Ребята получают неоценимый опыт от проживания эмоций во время просмотра детских сказок. «Я была очень обрадована тем фактом, что знаменитую пьесу Самуила Маршака с удовольствием посещают и взрослые зрители, — делится своими наблюдениями Татьяна Ивановна, — и это приятно удивляет!» Не забывают рамповцы и о поколении старшеклассников, для которых созданы классические постановки — спектакли «Прости» по пьесе А.Н. Островского, «Инкогнито?!» по комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Ничего смешного» и одноактные пьесы «Шутки Купидона» по юмористическим рассказам А.П. Чехова.
В репертуар театра «Рампа» входят классические произведения как русской, так и зарубежной драматургии (спектакли «Виват, Мольер!» по пьесе Жана- Батиста Мольера и «Подсолнухи» по пьесе К. Хиггинса «Гарольд и Мод»). Есть постановки и по современным российским пьесам – это лирическая комедия «Очень простая история» Марины Ладо и «Любишь — не любишь» Флорида Булякова. За 10 лет создано более 15 спектаклей и большое количество творческих проектов.
Выбор нового произведения для постановки всегда происходит не случайно. Что касается творческих планов «Рампы», можно отметить, что коллектив вновь идёт на эксперимент. Вскоре зрители увидят музыкальную пьесу «Лгунья».
На вопрос, кого из актёров своего коллектива вы бы выделили как-то особо, режиссёр «Рампы» отвечает лаконично: «Всех. Все яркие, талантливые, самобытные».
Татьяна ТРЕНЬКИНА поздравляет свой коллектив и всех поклонников театра с 10-летним юбилеем и благодарит управление культуры администрации Находкинского городского округа и лично главу администрации Олега Геннадиевича КОЛЯДИНА за помощь в осуществлении многих значимых гастролей театра. А также говорит огромное спасибо тем коллективам, которые в течение 10 лет помогали «Рампе» в создании праздника для зрителя, – это народный вокальный ансамбль «Приморочка», муниципальный театр кукол, заслуженный коллектив, образцовое хореографическое объединение «Фёст-лайн». Отдельная благодарность Евгении КОПЫЛОВОЙ за проведение мастер-классов по вокалу, Ольге ПЛОТНИКОВОЙ — за её песню к спектаклю «Двенадцать месяцев», переводчику корейского языка Светлане КИМ.
Важно отметить тех людей, которые не видимы зрителя, но без которых не было бы ярких удивительных постановок. Огромное спасибо художнику-декоратору Ирине КЛЮЕВОЙ, балетмейстеру Наталье СПЕСИВЦЕВОЙ, гримёру-постижёру Светлане БУРЁХИНОЙ, веб-дизайнеру Марии ШИЛЬНИКОВОЙ (именно она разрабатывает программы, афиши, баннеры и поддерживает сайт «Рампы»). Необходимо также выразить благодарность Ларисе ХЛЕБОВОЙ за точность в создании исторических костюмов, Александру КЛЮЕВУ за световое оформление спектаклей, Владимиру ХРОМОВУ за аранжировку песни Ольги ПЛОТНИКОВОЙ.
Я надеюсь, что у нас впереди ещё много добрых ярких постановок, — подвела итог нашей беседе Татьяна ТРЕНЬКИНА. – Наш коллектив молод, открыт новым проектам и экспериментам. Хочу закончить наш разговор словами великого русского писателя и большого ценителя театра Николая Васильевича ГОГОЛЯ: «Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».