«…Не страшны тебе ни дождь,
ни слякоть, резкий поворот
и косогор. Чтобы не пришлось любимой плакать, крепче
за баранку держись, шофер».
Эти слова хорошо известной песни как нельзя более точно подходят водителю автобусного парка Леониду БОЯРСКОМУ.
В мае этого года исполнилось 40 лет, как он устроился работать в Находкинское АТП. И с тех пор ни разу не расставался с предприятием, ставшим для него родным.
После окончания Дальморучилища в 1972 году шесть лет отходил в море мастером обработки, а потом списался на берег. Окончив курсы в АТП, получил категорию «Д», а в течение последующих трех лет – остальные водительские категории. Три года отработал на самом трудном направлении – городских маршрутах, 12 лет – на пригородных, и вот уже четверть века занимается перевозкой пассажиров на межгородных.
– В 80-х годах довелось поработать на «ЛАЗах» и «ЛИАЗах». Трудностей хватало. Это сейчас, к примеру, в Южно-Морской асфальтирована дорога, а тогда была грунтовка. В любое время года пыли в салон набивалось столько, что порой хрустело на зубах. Автобус часто ломался, приходилось возить с собой чуть ли не полбагажника запчастей. Однажды ехал в сильный дождь, на глиняном участке машину потянуло на обочину, а у меня – полный салон людей. Тогда из Находки многие ездили работать на рыбокомбинат им. Надибаидзе. Гидроусилителей в таких автобусах не было. Давлю на педаль до пола, а машина не слушается. В считаные секунды перед глазами промелькнула вся жизнь. Еле-еле удалось остановить автобус и не перевернуться. Страху натерпелись и пассажиры и я, – вспоминает Леонид Николаевич.
Одним из самых сложных в его практике был маршрут в поселок Анна. Зимой сильно переметало участок дороги вдоль моря, и автобус просто зарывался в снег. Нередко приходилось брать в руки лопату и расчищать дорогу, чтобы выбраться из снежной западни.
– Тогда люди были другие, было больше сострадания и соучастия. В таких ситуациях кто-нибудь из мужчин обязательно вызывался помочь, – говорит собеседник.
За годы работы в АТП Леониду БОЯРСКОМУ довелось управлять многими автобусами. Больше всего понравилась южнокорейская машина марки «ДЭУ» – надежная, удобная и комфортная. Каждую смену она зовет его в дорогу. Здесь не только романтика, где одна за другой меняются панорамы и люди. Это еще и высокая ответственность за пассажиров, постоянное напряжение и неожиданные опасности.
На дороге встречаются разные ситуации. К примеру, на днях на своем маршруте водитель увидел сразу пять дорожно-транспортных происшествий. В одном месте кверху колесами на обочине лежал микрогрузовик, в другом – в канаве была иномарка… И каждый день случается по нескольку ДТП.
– Сегодня сложно быть водителем. На дорогах очень много машин, а лихачей – хоть отбавляй. Они носятся на больших скоростях, «подрезают», создают аварийные ситуации, идут на обгон, не рассчитав маневр, совершают немало других нарушений правил. Поэтому так много ДТП, в которых погибает в основном молодежь. Жалко, – сокрушается Леонид БОЯРСКИЙ.
В АТП прошла практически вся его жизнь – четыре с лишним десятка лет. Привык к коллективу, работе, условиям труда. Есть ремзона, где можно помыть автобус. Мелкие ремонты выполняет сам, поломки посложнее устраняет бригада слесарей, время подошло – ставит машину на техобслуживание. Зарплата хоть и невысокая, зато стабильная. В других местах обещают больше, но бывает, работодатель не держит своего слова. Многие из тех, кто попался на этот крючок, по словам собеседника, возвращаются в АТП по второму и третьему кругу. Помимо благодарностей и денежных премий Леонид Николаевич награжден знаком «За безаварийную работу» и почетной грамотой Законодательного собрания Приморского края.
-Я уже несколько лет на заслуженном отдыхе, но продолжаю работать на «межгороде», правда, уже на автобусе малой вместимости марки «Форд». Недавно прошел медкомиссию, разрешили покрутить баранку еще год. А там посмотрю, как будет со здоровьем. Если что – продолжу труд на дачном участке. У меня есть катер, больше времени уделю рыбалке. И на пенсии жизнь хороша, – подытожил наш разговор Леонид Николаевич.