Подросток или молодой человек может провести за компьютером (ноутбуком, планшетом, смартфоном) до 24 часов в сутки (как по делу, так и без него). Не секрет, что многие из пользователей выбирают такой вид досуга, как компьютерная игра. С виду она кажется совсем не опасной и даже заманчивой. Как же – ребёнок сидит дома, под присмотром, ни к каким компаниям не примыкает.
Но я хочу представить читателю эту проблему «изнутри», потому как сам являюсь участником многих компьютерных игр.
В первую очередь опишу самые популярные игры. Это, например, игра в «ДоТу» («Оборона древних», сокращённо DotA) – это «стратегия», то есть тактическая игра на взаимодействие команд. В неё играет огромное количество школьников, они же являются активными «донатерами», то есть теми, кто «вливает» в игру деньги. И не сотни, а десятки тысяч рублей! Некоторые люди считают, что DotA похожа на игру в шахматы. С некоторых пор одна из её версий включена в чемпионаты по компьютерным играм. Ещё одна из популярнейших игр – «Майн крафт» (от англ. Mine — шахта, добывать и англ. Craft — ремесло). За ytq можно застать даже ребёнка. Это игра-конструктор, только игрок не собирает руками кубики лего, а часами фантазирует на экране.
Одна из самых популярных «стрелялок» — «Контр страйк» (Counter Strike в переводе — контратака). В этой игре всё просто: есть террористы, есть антитеррористы, эдакое воплощение дворовой игры «Красные-белые».
Ещё одна популярнейшая игра в жанре экшн (действие) с элементами стратегии, «стрелялки» и ролевой игры, в которую играет полмира мужчин от мала до велика, — «Ворд оф Тэнкс» (World of Tanks — мир танков). Это адреналин для тех, кто в детстве не наигрался в «танчики». Создана она в жанре танкового симулятора в исторической обстановке Второй мировой войны. Нельзя не вспомнить одну из самых красивейших, на мой взгляд, «стрелялок» на космическую тему – «Варфрэйм» (Warframe — военный каркас). В этом «шутере» есть возможность изменять персонажей, самому выбирать инвентарь, да и вообще она сама по себе красиво и хорошо сделана.
Почему же так популярны компьютерные игры, многие из которых стали сетевыми? С одной стороны, есть потребители, это игроки, геймеры, то есть спрос. А по другую сторону баррикады существуют создатели игр. Закон рынка: спрос рождает предложение. И подростки, и молодые люди, и даже многие взрослые играют потому, что получают от этого адреналин. У каждого человека есть тяга к победам, достижениям. В игре это сделать проще, чем в реальной жизни. Ты чётко знаешь, когда победил. А в жизни всё сложнее: победил ты или нет, или вообще проиграл в какой-то жизненной ситуации. Происходит своеобразная психологическая подмена – игра как возможность уйти от проблем реального мира.
Есть ещё один важный момент, о котором не нужно забывать: в любой игре всегда есть финансовое вливание. Иначе бы программу никто не поддерживал. Игра существует, пока есть игроки, которые платят деньги (и немалые!). В данной ситуации есть о чём поразмыслить психологам и социологам, родителям.
А сколько же я сам трачу времени на сидение в сети Интернет? От одного до восьми часов в день. Это включает и общение в соцсетях, и просмотр фильмов, и поиск необходимой информации, в том числе для учёбы. Желание играть приходит временами, так что к очень активным геймерам я себя не отношу. А вы?