Эндуро — для сильных и мужественных

Пять лет назад в Находке была зарегистрирована общественная организация экстремального мотоспорта «Эволюция». Что удалось сделать организаторам за этот период в развитии мотоциклетного спорта в городском округе? С какими пришлось столкнуться трудностями? Чем привлекает и удерживает мотоспорт? На этот и другие вопросы мы попросили ответить директора ОО «Экстремальный мотоспорт «Эволюция» Владимира ШАМОНОВА.


— Владимир Евгеньевич, как и при каких обстоятельствах родилась «Эволюция»?
— Четверо единомышленников из Врангеля: Алексей ИЩЕНКО, Иван ПОНОМАРЕВ, Юрий РЫЖОВ и я, объединившись одной идеей, в 2007 году зарегистрировали общественную организацию с таким названием. Основным направлением выбрали для себя «хард-эндуро». Для общего понятия «эндуро» — дисциплина мотоспорта, предполагающая агрессивный стиль езды по бездорожью и специализированным спортивным трассам, начиненным бревнами, валунами, автошинами и другими препятствиями в зависимости от сложности соревнований. В переводе с английского «хард» — сложный, «эндуро» — вынести, вытерпеть.
Начиная с 2012 года вместе с товарищами принимали участие в соревнованиях разного уровня по «хард-эндуро»: от краевых до региональных. Изучили усложненные трассы Приморского и Хабаровского краев, Сахалинской области. В 2012 году в классе «Любители» я выиграл чемпионат Дальнего Востока. Несколько позже Юра Рыжов занял первое место в Партизанске на краевых соревнованиях по кантри-кроссу. В 2019 и 2021 годах Алексей Ищенко на аналогичных мотогонках завоевал второе место в классе «Спорт».
В Приморском крае прекрасный рельеф местности для проведения таких соревнований, не нужно ездить по другим регионам. И когда мы убедились в этом, решили сами организовывать у себя мотокроссы. Чтобы продвинуть эту идею, зарегистрировали ОО «Эволюция», на собственные средства каждый из нас приобрел себе по мотоциклу испанской марки RIEJU MR 300 стоимостью 10 тысяч евро каждый.
Первые соревнования организовали в 2017 году. Это был чемпионат Приморского края, второй этап «хард-эндуро», участие в котором приняло около 70 мотогонщиков из Приморского и Хабаровского краев, Амурской области. Трасса длиной 120 километров пролегала по территории Находкинского городского округа и Партизанского района. Стартовали из Врангеля, доехав до бухты Краковка, сделали дозаправку, потом путь пролег через гору Черный куст, окрестности Владимиро-Александровского, и вернулись на исходную во Врангель. Местами трасса пролегала по диким, труднопроходимым тропам. Потом старались регулярно проводить по два-три соревнования в год.

— Насколько сложной оказалась эта мотогонка?
— Несмотря на то что у нас к этому времени уже был определенный опыт эндуро-езды и физическая закалка, пришлось, конечно, непросто. Накануне прошел хороший дождь, а в день соревнований установилась знойная погода. Было не просто жарко, а очень душно. Мотоциклы перегревались во время гонки и «шипели», спортсмены были изнурены до крайности. Во время дозаправки мотоциклов гонщики «падали» в проточную речку, отдыхая и набираясь сил. Финишировали в тот раз около 70 процентов участников, остальные по разным причинам сошли с дистанции. У некоторых были ушибы и синяки, реже переломы конечностей, и, слава Богу, ни одного летального исхода.
Вообще, конечно, трек, или дистанция, не беря во внимание все его сложности, был очень интересный, он проходил по дикому пляжу, горе Черный Куст высотой в 1000 метров над уровнем моря, откуда открываются прекрасные пейзажи. Правда, их видишь только мельком, и все же… В этих местах в 1953 году разбился советский самолет, он лежит тут до сих пор, причем достаточно хорошо сохранился.

— Владимир Евгеньевич, ваша группа одной из первых в России решилась на развитие такой спортивной дисциплины, как «эндуро-кросс». Что это такое?
— Она представляет собой короткий трек, насыщенный различными препятствиями из бревен, камней и автошин от большой спецтехники. Такая дисциплина в настоящее время очень популярна среди мотогонщиков мира. Трек в Находке расположен в микрорайоне Врангель. С этой целью на территории микрорайона собственными силами запланировали построить эндуро-стадион с препятствиями разной сложности, где займемся обучением эндуро всех желающих. Но нам нужна поддержка. Хотелось бы, чтобы представители муниципалитета помогли, в первую очередь, с оформлением земельного участка под эндуро-стадион. А уж бревен напилим сами, привезем автошин и камней. И у нас появится свой трек для проведения соревнований, а жители округа могли бы приезжать на это место, чтобы посмотреть тренировки или соревнования мотогонщиков.
Также есть намерения открыть по этому направлению детскую школу, а рядом с эндуро-стадионом построить спортивную площадку под практические занятия детским мотокроссом. Но когда встречаешь непонимание со стороны властей, продвигать проект очень сложно.

— Два минувших года пандемии коронавируса, наверное, как и многих спортсменов, выбили мотогонщиков из колеи. А каким был нынешний год для «Эволюции»?
— В конце мая провели гонку по «хард-эндуро», причем мы оказались первыми в Приморском крае, кто использовал во время соревнований систему спутникового судейства Marhal one, разработанную одним из российских мотоспортсменов. Современная система позволяет судьям, родственникам и другим болельщикам в режиме онлайн отслеживать движение по трассе каждого из участников, видеть срезки дистанции или другие нарушения правил соревнований. Вторыми после нас эту систему взяли на вооружение в Приморье спортсмены Дальнегорска.

— Какие планы на ближайшее время?
— В августе текущего года планируем провести на нашем стадионе эдуро-кросс, а осенью — кантри-кросс — мотогонки на более короткой дистанции и по пересеченной местности. Это будут региональные соревнования. Победителей обычно награждаем кубками ручной работы, а также почетными грамотами и медалями.
В ближайшем будущем планируем посетить соревнования в западной части России, а также такие места традиционных мотогонок, как Южно-Сахалинск, Бурятия и Геленджик. Как говорится, не останавливаясь на достигнутом, каждый год ищем для себя новые экстремальные тропинки для гонок, прокладываем новые трассы и треки, усложненные различными препятствиями, более интересные и захватывающие.

— «Хард-эндуро» — наверное, не только экстремальный вид спорта, но и дорогой…
— Топовый мотоцикл из Японии среднего уровня стоит сегодня порядка 400 тысяч рублей, плюс экипировка для спортсмена выходит около 100 тысяч. Это, так сказать, стартовый пакет. Прибавьте сюда обслуживание «железного коня» и бензин.

— А в зимних условиях проходят соревнования?
— Для их проведения нужен хороший снежный покров, а в Находке с этим есть определенные трудности. Как-то в снежную зиму мотогонки проводили в окрестностях села Владимиро-Александровское.

— У вас есть заветная мечта?
— Организовать детскую школу мотогонок, о чем говорил выше, где могли бы заниматься ребята с семи лет. Но для этого опять-таки необходимо специальное помещение. Кстати, по российскому законодательству местные власти должны предоставить общественной организации такое помещение в аренду. Думаю, со временем этот вопрос все же решится.

— Эндуро — эстремальный и травмоопасный вид спорта…Чем же все-таки он привлекает гонщиков?
— Сегодня в «Эволюции» — десять мотогонщиков от 30 лет и старше. Влечет доступность. Главное, чтобы у человека были мотоцикл и огромное желание заниматься эндуро. Ощущения от гонок незабываемые. Сколько адреналина, эмоций, впечатлений дают они — трудно передать. Когда «летишь» на мотоцикле через препятствия различной степени, в этот момент ощущаешь полнейшую свободу от всех забот и житейских вопросов. Здесь все построено на рефлексах. Приводите к нам детей, приобщайте их к мотоспорту, отрывая от смартфонов, гаджетов и компьютеров, чтобы они росли крепкими, закаленными, способными преодолевать любые жизненные трудности.

Беседовал
Владимир ФЕДОРОВ

Запись опубликована в рубрике Автогонки. Добавьте в закладки постоянную ссылку.