Накануне профессионального праздника мы встретились с заместителем генерального директора по управлению промыслом, биоресурсами и производством ПАО «Находкинская БАМР» Сергеем ЮРТАЕВЫМ и попросили его рассказать о рыбацких буднях компании, о том, какими планами сегодня живет ее двухтысячный коллектив.


Сергей Георгиевич, как для предприятия завершилась главная для дальневосточных рыбаков — Охотоморская минтаевая экспедиция?
— Промысел в Охотском море традиционно ведется в пяти подзонах. С середины января, то есть с самого начала путины и до 10 апреля здесь работали 12 судов компании. Как складывалась промысловая обстановка? Минувшая зима, сами знаете, была суровой. Возможно, сильные и затянувшиеся холода отрицательно сказались на кормовой базе и нагуле минтая перед нерестом, поэтому скопления рыбы были не столь концентрированными, как в прошлом и позапрошлом годах. Сложной оказалась и гидрологическая обстановка. В середине февраля рыбаки встретились в море с интенсивным формированием ледового покрова. По выражению ученых, это были Сибирская и Аляскинская депрессия — два холодных фронта, которые сильно повлияли на образование тяжелых льдов в Охотском море. Поэтому результаты рыбалки оказались ниже обычного. Тем не менее нашему флоту удалось освоить практически всю выделенную здесь квоту и выполнить производственный план по всем показателям. Общий вылов минтая составил 57,3 тысячи тонн.
В Петропавловско-Командорской и Северо-Курильской подзонах Охотоморья промысловая и гидрологическая обстановка оказалась еще хуже: часто бушевали сильные шторма, местами стоял тяжелый лед. Но даже в таких суровых условиях уже к середине мая освоили все квоты. В целом за Охотоморскую экспедицию по всем пяти подзонам БАМР выловила почти 61,6 тысячи тонн минтая. Выпускали минтай обезглавленный, филе, фарш, муку рыбную и кормовую. Часть филе отправили в Европу, часть — на внутренний рынок. Минтай обезглавленный разместили в Китае и России. Собрали за путину 2,3 тысячи тонн минтаевой икры, которая полностью куплена контрагентами. Свежемороженую и готовую морепродукцию в промрайоне перегружали на бамровские транспортники и отправляли по назначению.
Нынешнюю экспедицию отработали благополучно, если не считать поломок траловой лебедки на БМРТ «Александр Беляков» и распредвала на БМРТ «Николай Чепик». На некоторое время их пришлось вывести из промысловой операции.
Где потом работали ваши суда?
— Продолжили промысел охотоморской сельди в заливе Шелихова. Здесь ледовая обстановка оказалась также очень сложной. За две недели удалось выбрать всего 3,7 тысячи тонн. Чтобы дальше не работать в убыток, приняли решение снять траулеры «Капитан Масловец», «Ардатов», «Астроном» и «Аэронавт» и отправить их в Находку на проведение межрейсового технического обслуживания. БМРТ «Механик Брызгалин» и «Николай Чепик» отправили на промысел макруруса у берегов Северных Курил. Здесь уже выбрали свыше одной тысячи тонн, что более половины квоты. «Капитан Фалеев», «Илья Коновалов» и «Александр Беляков» пошли на добычу кальмара. Могу с уверенностью сказать: это было правильное решение. К примеру, на кальмаре уже дней через десять промысловая обстановка наладилась, и сегодня экипажи имеют здесь хорошие результаты. Кстати, на любом объекте промысла, если экипаж выполняет производственные показатели, зарплата, скажем, матроса 2-го класса возрастает до 100, а то и более тысяч рублей в месяц.
Обычно в это время промысловая обстановка на кальмаре неудовлетворительная, улучшение начинается только с сентября. А в этом году уже в конце мая мы имели среднесуточный улов на судно по 40-50 тонн. Такое случается раз в несколько лет. Поэтому в ближайшее время выйдут из ремонта четыре судна и сразу же отправятся на помощь кальмароловам. В нынешнем году наша компания высоко подняла для себя планку по этому объекту промысла, намереваясь выбрать всю квоту, а это более 41 тысячи тонн. Из командорского кальмара выпускаем такие виды продукции как тушка, щупальца, неразделанный кальмар, тушка обесшкуренная и расфасованная в упаковку, весом в один килограмм.
После кальмара часть флота пойдет на лемонему к берегам Японии, где предстоит выбрать почти 11 тысяч тонн этой рыбы. «Механик Брызгалин» и «Пелагиаль» добывают в Беринговом море минтай. Кстати, мы регулярно работаем над расширением ассортимента продукции, обновляем цветовую гамму тарных материалов, находя в этом поддержку у потребителей.
Пользуясь случаем, хотелось отметить лучших наших капитанов, которые из года в год стабильно выполняют плановые показатели. Хорошо отработали они и в минувшей Охотоморской экспедиции. Это Андрей ИВАНИХИН, капитан-директор БМРТ «Капитан Масловец»; Андрей ВОЛОХОВ, сходивший первый рейс капитаном и достойно выполнивший рейсовое план-задание; капитан-директор БМРТ «Николай Чепик» Анатолий КУРИЛОВИЧ; капитан-директор БМРТ «Илья Коновалов» Анатолий БАСЬКО.
Сергей Георгиевич, что сегодня представляет собой ПАО «НБАМР»? По городу ходят слухи, будто руководство компании продало производственную базу в Находке, включая здание управления, а для оставшихся здесь сотрудников арендует часть помещений. Новым же местом базирования избрало Владивосток. Насколько это верно?
— Это не более чем слухи. В краевом центре действует филиал акционерного общества, большую часть рабочего времени руководители компании и часть наших управленцев осуществляют свою деятельность именно там. Во Владивостоке находятся и все наши основные партнеры по бизнесу. Теперь легче решать вопросы маркетинга и менеджмента. И еще одна причина. Находкинский рыбный порт, через мощности которого мы много лет осуществляли перевалку и временное хранение части своей морепродукции, закрыл холодильник, поэтому сейчас наш флот выгружается во владивостокском порту.
БАМР по-прежнему остается одной из крупнейших рыбопромышленных и рыбоперерабатывающих предприятий не только в крае, но и на Дальнем Востоке России. Недавно флот пополнился еще тремя единицами — БМРТ «Сивинд-1», краболовом РС «Солвейга» и БМРТ «Петропавловск», польской постройки 1991 года. Чтоб не зависеть от контрагентов, взяли в бербоут-чартер танкер «Тигр-1» для снабжения флота топливом в районах промысла. В настоящее время у нас на балансе 12 рыбодобывающих судов, два транспортных рефрижератора для перевозки продукции из районов промысла и один краболов. Своими силами в нынешнем году планируем выловить порядка 200 тысяч тонн рыбы и морепродуктов.
Компанией рассматривается план по строительству на территории БАМРа рыбоперерабатывающего завода мощностью до 100 тонн морепродукции в сутки. Параллельно рассматриваем вопрос строительства нового флота. Создана рабочая группа по программе «Новострой», и уже вышли на конечный этап реализации программы «Инвестквот». Сейчас определяется предположительная судоверфь и дорабатывается финансовая модель привлечения средств. Планируем построить три-пять рыбодобывающих судов по программе вывода из эксплуатации выработавших свой ресурс РТМС.
Как давно проводилась модернизация на промысловом флоте?
— Модернизация флота осуществляется регулярно. В нынешнем году намерены обновить технологическое оборудование БМРТ «Александр Беляков» и БМРТ «Капитан Фалеев», увеличив их морозильные мощности до 150 тонн свежемороженой продукции в сутки. Как видите, компания работает стабильно, постоянно развивается, прирастая дополнительными бизнес-моделями стратегического направления.
В настоящее время занимаемся поиском высококвалифицированных капитанов, способных грамотно решать производственные задачи, соблюдая российские законы в рамках требований правил рыболовства и природоохранного законодательства. Капитаны должны быть не только профессионалами, но иметь высокую ответственность за выполнение производственного плана как перед судовладельцем, так и перед экипажем. Если работа судна при выполнении рейсового план-задания приносит убытки, работодатель будет вынужден прекратить трудовые отношения с таким капитаном. Это нормальный процесс во всем мире. Бизнес не терпит халатности и непрофессионализма.
Сергей Георгиевич, давайте о хорошем. Впереди – День рыбака, что пожелаете коллегам?
— Обязательно будет торжественное собрание с подведением итогов работы за минувший отчетный год, с награждением почетными грамотами губернатора и Законодательного собрания Приморского края, а также с поощрением тех работников, которые отличились на производстве, делая все возможное, чтобы выполнить плановые производственные показатели, исключив при этом случаи травматизма и нарушения дисциплины. Праздничная программа с фуршетом пройдет, как и в прошлом году, непосредственно на территории предприятия.
От имени руководства ПАО «НБАМР» сердечно поздравляю с наступающим профессиональным праздником, Днем рыбака, работников ПАО «БАМР», трудящихся в море и на берегу, а также наших партнеров по бизнесу и всех жителей Находкинского городского округа! Счастья вам, здоровья, благополучия, взаимопонимания и теплых встреч в родной гавани! Семь футов под килем! Компании желаю, чтоб она стала лидером рыбодобывающей отрасли Дальнего Востока. И наш коллектив усиленно трудится над этим.
Записал Владимир ПАНТЮХОВ

Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.