(Окончание. Начало в № 105)
3. Вечером 10 ноября 1870 г. в заливе Америка встали на якорь китобойные суда «Хана Рис» и «Каролина», на которых прибыл Отто Васильевич Линдгольм (1832–1914 г.), шкипер, китобой, с желанием обосноваться рядом с факторией для продолжения китобойного промысла. Он попросил у Гаральда Фуругельма участок земли на берегу бухты для устройства китобойной базы и строительства дома для себя.
Получив согласие управля ющего на выбор в любом месте в бухте на участок земли, Линдгольм выбрал место прямо напротив фактории на мысе, получившем впоследствии его имя. Расстояние по воде примерно полмили.
Дома, построенные О.В. Линдгольмом на холме в районе мыса и Гаральдом Фуругельмом на возвышенном месте в фактории, были в прямой видимости через бухту. Этот аргумент — самый убедительный в подтверждении того, что предполагаемым местом расположения деревни Находка, военного поста и фактории является ныне микрорайон ул. Ленинской.
Для сведения: мыс Линдгольма расположен на территории ныне жестянобаночной фабрики, но при строительстве поглощён причалом.
4. В качестве доказательства этого места расположения деревни, фактории и военного поста является и тот факт, что с незапамятных времён бытовало и до сих пор среди жителей старшего поколения употребляется в названии микрорайона Ленинской – «пятачок». Это слово кроме денежного имеет ещё и другое значение: маленькая круглая площадка, а также вообще тесное ограниченное пространство, (разг.) все сгрудились на пятачке. (Ожегов С.И. Словарь русского языка).
На этом пятачке в действительности сгрудились все: деревня Находка, в которой каждый крестьянин на своей усадьбе занимал земельный участок площадью до десятины (1,09 га); и фактория, где кроме жилых домов с огородами были построены производственные объекты; и военный пост с инфраструктурой для воинских частей; и гавань с пристанью (пирсом), складскими помещениями-магазинами и прочими средствами и помещениями для погрузо-разгрузочных работ и прочих операций.
5. И ещё одним доводом в пользу этого истинного места расположения фактории является составленный в 1871 году землемером Шишкиным И.С. план фактории, на котором есть природные объекты для привязки плана к реальной местности:
а) скалистый отрог Тобольской сопки — «каменистые места» на плане;
б) сохранившийся отрог горы, расположенный к западу от т/ц «Тихоокеанский», параллельно ул. Подгорной.
Привязав план фактории к ныне существующей местности, можно приближённо сопоставить расчищенные от леса улицы, нарисованные на плане 1871 года, относительно ныне существующих улиц.
— Верхняя улица на плане — это дорога вдоль ж/д путей станции Тихоокеанская до морвокзала. Её продолжение – ныне улица Кольцевая.
Дом на этой улице был собственным домом унтер-офицера — первого начальника военного поста Герасимова Михаила Наумовича. В связи с этим считаю возможным увековечить память основателя города Находки, переименовав ул. Кольцевую наименованием Герасимова.
— Продолжение второй ниже улицы (предполагаемого бульвара) — это ныне улица Владивостокская.
— Третья улица, начиная от пристани (пирса на западном берегу ковша), — ныне ул. Ленинская.
— четвёртая нижняя улица – дорога параллельно ж/д пути, заезд на СМЗ и НСРЗ.
В наибольшей степени к 1871 году была освоена территория южного склона, ныне ст. Тихоокеанская, и улиц Седова и Подгорной. Там были постройки для военного поста: дом начальника постовой службы, дом для женатых нижних чинов, казарма с кухней, баня с прачечной, погреба и другие постройки. Дома с огородами первых поселенцев 1864 года предположительно принадлежали первооснователям: Кобылину Константину, Катылевскому Петру, Жеголеву Василию, Пашкину Ивану. Также был застроен берег ковша в районе пристани. Там были построены как промышленные здания: пильная, мукомольная паровая мельница, кузница, слесарная, литейная, столярная, каменный и железный магазины, так и жилые, и конторские помещения для работников и чиновников.
Земельные участки до одной десятины (2400 кв. саженей) прямоугольной формы под усадьбы жилых домов были размечены вдоль улиц. К 1871 году было построено домов 10.
Составленный план фактории отражает территорию в ныне существующих границах: побережье ковша, ул. Седова и Подгорная, железнодорожный путь, огибающий её с западной и южной сторон. В левой части плана указана перспектива продолжения в западном направлении улиц ныне Кольцевой, Владивостокской, Ленинской.
К концу Х1Х века земля вдоль ныне улиц Ленинской и Владивостокской была разработана и заселена переселенцами (русскими и корейцами).
Одной из последних в деревню Находка вселилась семья Эккермана Карла и его сына Михаила (немцы по происхождению) — в верховье пади «пятачок», в месте расположения ныне МЦК (ДКМ).
В дальнейшем возможности для расширения этого поселения были исчерпаны, поэтому вновь прибывающие переселенцы стали селиться по побережью бухты в так называемых хуторах.
— В числе первых был основан в 1870 году хутор Линдгольма на противоположном берегу бухты, напротив головной деревни Находка (фактории). Земельный участок площадью 28,3 дес. (около 31 га) межевал землемер Шишкин И.С. на территории нынешней ЖБФ и прилегающих к ней ж/д тупиков станции Мыс Астафьева, переданный ему Фуругельмом в бессрочную аренду. Линдгольм Отто Васильевич построил себе на вершине холма за три недели деревянный дом, который был перевезён в разобранном виде из предыдущей китобойной базы на побережье Охотского моря. Прибыв в Находку 11 ноября, новоселье во вновь построенном доме отпраздновал 6 декабря 1870 года. Там же были построены пирс для стоянки двух китобойных судов и база по переработке китов, которых он добывал в тихоокеанских морях совместно с китобоем Фридольфом Геком. В распоряжении Линдгольма было около 40 работников, в т.ч. команды двух китобойных судов. В связи с тем, что сбыт продукции китобойного промысла не давал ожидаемых результатов, Линдгольм в середине 70-х годов прекратил своё участие в китобойном промысле, перепоручив использование китобойных судов другим лицам и в дальнейшем продав их.
В1874 году он переехал во Владивосток на постоянное место жительства. Там он создал товарищество «Торговый дом Линдгольм О.В. и Ко». В сферу деятельности входили торговля, золотопромышленность на Аскольде, угледобыча и судоходство.
Дом в Находке им использовался всего 4 года в перерывах между летними сезонами китобойного промысла. На время промысла дом и хозяйство двора оставляли под присмотром нанятых работников — корейцев. Земельный участок площадью 28,3 дес., переданный ему в бессрочную аренду Г.В. Фуругельмом, при жизни управляющего так и не был оформлен. Только спустя более 20 лет на запрос О.В. Линдгольма о предоставлении ему прав собственности на бывший земельный участок в Находке пришёл ответ в марте 1895 года, что облюбованный участок земли подарен ему под дачу военным губернатором Приморской области — генерал-лейтенантом Унтербергом. В июле было произведено межевание земельного участка землемером Болговым. К осени дача была построена.
Согласно переписи в 1915 году по даче Линдгольма числились: лошадей рабочих – 2, нерабочих – 1, коров – 4, молодого скота до 3-х лет – 5, свиней – 6.
— Рядом с деревней Находка через сопку, ныне микрорайон заводской, основали хутор 3 брата Макарчук. Они занимались земледелием и рыбалкой. Их потомки до сих пор живут и работают в Находке.
— Хутор Никончук (однодворовый) там, где расположен ныне БАМР. Никончук занимался рыбалкой, земледелием, был зажиточным крестьянином и предпринимателем. Его земельный участок 71,93 дес. граничил с земельным участком «Дача Находка Отто Линдгольма, Госземфонд». Он сдавал корейцам землю в аренду с оплатой ими за аренду зерном и пухом.
— хутор Пантишина располагался в районе улицы Астафьева, занимался рыбалкой, земледелием, был зажиточным крестьянином и предпринимателем, держал много работников и домработниц.
— На мысе Астафьева был рыбацкий промысел Лисунова. У него был консервный завод по производству консервов из рыбы и крабов. На работу нанимал многих жителей Американки.
— Хутор многодворовый — в районе управления торгового порта. Там жили семьи: Саклина Эдуарда Иосифовича, Юдина Давида Николаевича, Дерюгина Дмитрия.
Саклин Э.И. – предприниматель, занимался рыболовством, у него было около 40 работников, жили они в бараке на этом же хуторе. Дерюгин Фёдор Дмитриевич работал у Саклина бухгалтером.
После бракосочетания Сак-лина Э.И. с Николотовой Л.И. семья Николотова Ивана переехала из Хмелёвки (Хмыловки) и поселилась на хуторе недалеко от дома Саклина.
— На русском хуторе в Людянзе жили Гридин с женой (Огурцовой) и их дети. Они туда переехали из Американки. Там же жила семья Огурцова. Недалеко от русского хутора, на побережье бухты Людянза, было корейское поселение. Корейцы жили в фанзах, занимались земледелием, рыболовством и сбором морской капусты.
Многие распадки вдоль берега бухты Находка, а также на побережье заливов Америка и Восток были заселены китайцами и корейцами.
Развитие Находки в Х1Х веке сдерживалось отсутствием сухопутного транспортного сообщения. Только одно морское сообщение не обеспечивало потребности населения. В 80-х – 90-х годах был построен почтовый тракт Владивосток – Шкотово – Тинкан – Владимиро-Александровское – Унаши – через Соломенный перевал – Лазо – Ольга.
В отчете за 1891 год военный губернатор Приморской области П.Ф. Унтербергер отметил, что в Южно-Уссурийском округе проложена колёсная дорога и открыто на ней движение на сучанском участке от м. Тинкан до Владимиро-Александровского, всего на протяжении 63 вёрст. В то же время от Владимиро-Александровского до бухты Находка на протяжении 24 вёрст построена дорога с привлечением корейских рабочих.
В 1897 году владелец морского пароходства Шевелёв М.Г. построил на северном берегу ковша в д. Находка деревянное здание морского вокзала и склады для груза, после чего его суда стали регулярно заходить в Находку из Владивостока.
С мая 1908 года пароходство графа Генриха Гуговича Кейзерлинга «Русь» по договору с Министерством торговли содержало грузопассажирскую линию Владивосток – Гайдамак – Врангель – Находка, на которой судно «Сибирь» делало рейсы по маршруту два раза в неделю.
После пуска в 1896 году в экс-плуатацию государственного каменноугольного рудника в Сучане для нужд Сибирской флотилии остро встал вопрос о необходимости прокладки железнодорожного пути в Находку и строительства коммерческого порта. Вопрос о строительстве ж/д пути разрешился спустя 40 лет. Только в 1936 году был пущен в эксплуатацию участок железной дороги ст. Кангауз (ныне Анисимовка) – ст. Сучан (Партизанск) – ст. Лациса (Находка), который соединил Находку с Владивостоком железнодорожным сообщением наряду с ранее существовавшим морским.
С 1939 года в Находке начал действовать первый причал порт-пункта на угольбазе.
В апреле этого же года правительственная делегация определила бухту Находка удобным географическим пунктом побережья для перебазирования из Владивостока торгового порта. Претворение в жизнь этого плана стало возможным только в послевоенные 40-50-е годы.
Такая же судьба постигла и строительство рыбного порта. В 1938 году трест Рыбстрой начал строительство рыбпорта в южной части бухты Находка. Ввод его в эксплуатацию отодвинулся до начала 50-х годов ХХ века.
В 1907 году на северном берегу залива Америка переселенцы из Суражского уезда Черниговской губернии основали новую деревню — Американка. Назвали её так в честь залива, на северном побережье которого они обосновались.
До Владивостока переселен-цы прибывали железнодорожным путём в вагонах-телятниках (так называли вагоны по перевозке животных) по 2-3 семьи в вагоне и там же их скарб. Из Владивостока после почти месячного ожидания в переселенческих бараках на Эгершельде их в мае 1907 года отправили на пароходе в залив Америка. В бухте Находка на пирсе хутора Саклина, где сейчас управление торгового порта, высадились около 30 семей переселенцев, которые были первооснователями деревни Американка. В последующие до 1912 года продолжали прибывать переселенцы с Черниговской губернии ж/д путём, а также из соседних – Голубовки, Екатериновки и других приморских поселений.
Список первых жителей деревни Американка был составлен в 2003 году со слов старейшей жительницы города Находки Костыриной (урождённой Гридиной) Ксении Захаровны, 1913 года рождения, проживавшей с детства в этом поселении.
В переписи населения 1915 г. все поселения на побережье бухты Находка юридически не были оформлены, поэтому все население так называемой «хуторной» Находки было включено в численность д. Американка. Согласно переписи численность составляла: 137 семей,733 человека (мужчин — 407, женщин — 326), из них 76 русских семей, 436 чел. (242 муж., 194 жен.); корейцев — русских подданных — 4 семьи, 19 чел. (11 муж., 8 жен.); инородцев 57 семей, 278 чел. (154 муж., 124 жен.). Население к 1950 году выросло до 28 тысяч человек.
Как видно из обозрения в этом очерке, до указа Верховного Совета РСФСР от 18.05.1950 г. «о преобразовании рабочего поселка Находка в город краевого подчинения» поселения на этой территории имели уже многолетнюю историю. Они оставили значительный след своей жизнедеятельности в архивных документах, в воспоминаниях старожилов, в изданных книгах. Уже обнаружен достаточно большой пласт сведений о Находке периода до преобразования в город, чтобы признать:
— совершенно не правомерно считать 18 мая 1950 г. годом (датой) основания Находки, подменяя понятие основания (рождения) фактом получения статуса города;
— временем основания города Находки считать весну 1864 года, когда был основан военный пост;
— жизнь людей в деревне Находка и «хуторной Находке» на побережье бухты не прерывалась. Она до определённого времени не получала интенсивного развития, которое стало возможным во второй половине ХХ века, после вышеуказанного указа Президиума Верховного Совета РСФСР.
В связи с тем, что до сих пор не установлена точная дата образования военного поста на побережье бухты Находка весной 1864 года, предлагаю дату празднования дня города оставить прежней — 18 мая, не нарушая установившиеся традиции, но при этом отмечать двойное летосчисление:
— со дня основания города — с 1864 года. В 2009 году было 145-летие, в 2011 – 147 лет, в 2014 г. будет 150-летний юбилей;
— день присвоения статуса города считать с 1950 г. В 2010 году – 60-летний юбилей, в 2014 году — 64-й год и т.д.
С подобными предложениями уже многие годы выступают краеведы, родоведы, писатели, интеллигенция Находки. На страницах газеты «Находкинский рабочий» диспут на эту тему продолжается уже десятки лет. Может, этот компромиссный вариант, предложенный в настоящем историческом очерке, будет более приемлемым?
Необходимо установить историческую справедливость.
В связи с приближающимся 150-летним юбилеем города Находки, предлагаю увековечить память первооснователя города Герасимова Михаила Наумовича – переименовать ул. Кольцевую в улицу Герасимова.
Леонид Касницкий, краевед
От редакции. Исторические заметки о Находке — точка зрения одного автора