Здравствуй, Сейнер!

В августе исполняется 45 лет с того дня, как в Москве со сцены Кремлевского дворца съездов прозвучала песня «Уходит сейнер» самодеятельных авторов из Находки – поэта Владимира Коврижкина и композитора Николая Губина.

Как быстро гаснут
Огни заката
И удаляется причал.
Ты вновь в каюте
Из трех квадратов,
Где столько в жизни кочевал.
А быстрый сейнер
Идет на север.
Бушует шторм,
Поет пурга,
А где-то встреча,
И теплый вечер,
И вы, родные берега…

Тогда, в 1967 году, хор краевого дома народного творчества под управлением Нины Широковой, исполнивший «Сейнер», стал лауреатом Всесоюзного фестиваля художественной самодеятельности, а авторы песни в одночасье прославились на всю страну. Но в Приморье их знали уже давно, потому что первым эту песню исполнил самодеятельный рыбацкий инструментальный ансамбль, созданный при Доме культуры им. Ю. Гагарина композитором и директором детской музыкальной школы искусств Николаем Губиным. Могли ли предположить тогда авторы песни, что ей уготована такая долгая жизнь? Ведь «Сейнер» любят и поют поныне.

Песня родилась в городе, где почти каждая вторая семья была связана с морем, где в многомесячные рейсы провожали на промысел суда, где с нетерпением ждали рыбаков домой, где еще долго не утихала боль утраты экипажей СРТ «Бокситогорск» управления активного морского рыболовства и сахалинских «Севск» и «Нахичевань», затонувших в 1965 году в Бристольском заливе. Тогда «Сейнер» вошел в сердце каждого и стал своеобразным гимном рыбаков.

Своим появлением эта замечательная песня обязана тому, что ее создатели оказались в нужное время в нужном месте. В 1965 году Николая Губина – композитора, известного по песням «Мети, метель вишневая» на слова Григория Буравлева и «Приходи, любовь» поэта Эдмунда Иодковского, пригласили из Владивостока возглавить первую на Дальнем Востоке детскую школу искусств.

Она была создана управлением куль­туры Приморского крайисполкома по инициативе начальника находкинского управления активного морского рыболовства (УАМР) Евгения Александровича Зотова. Сразу же здесь открылось несколько отделений – музыкальное, художественное и хореографическое. Дети учились игре на фортепиано, скрипке, баяне, аккордеоне, на народных инструментах, рисовали, танцевали.

Школа могла принять только 50 учеников. Но Зотов сказал тогда директору: «Во всем Мировом океане работают тысячи наших рыбаков. У них есть дети. Пятьдесят мест – это ничто, организуем триста».

Под школу искусств были освобождены два этажа общежития УАМР, предприятие сделало ремонт, были приобретены все необходимые музыкальные инструменты, а с детьми занимались приглашенные из Новосибирска педагоги. В благодарность Евгению Зотову за постоянное внимание и заботу о школе Николай Губин решил создать самодеятельный рыбацкий инструментальный ансамбль. Он исполнял уже известные на тот момент песни, но хотелось внести в репертуар что-то новое, свое.

И вот как-то вечером в дверь композитора Губина позвонил молодой человек. Представился, протянул лист бумаги. Это был Владимир Коврижкин. Он принес свои стихи о рыбацком сейнере, попросил посмотреть. Как только Николай Александрович прочел слова, сразу их запел. Такая вот способность композитора: на хорошие стихи музыка рождается сразу сама собой.

Владимир Коврижкин же работал над ними не один месяц. Как-то в начале 1966-го он признался друзьям, что давно закончил «Сейнер», но уже полгода шлифует, оттачивает каждое слово. Только к концу года поэт поставит точку окончательно. Он, конечно, знал, что в Находке есть композитор, которому можно доверить свое детище. И Коврижкин не ошибся.

Судьбоносная встреча авторов песни произошла как раз в дни подготовки ансамбля рыбаков к зональному смотру самодеятельных артистов в рамках всесоюзного фестиваля. Ансамбль запел сразу две песни Коврижкина и Губина – «Уходит сейнер» и «Океанская былина». Этими произведениями поэт и композитор свяжут себя крепкой дружбой и сердечной привязанностью на долгие годы. «Здравствуй, Сейнер!» — только так, а не иначе начинал поэт каждое свое письмо к Николаю Губину.

Эту замечательную песню до сих пор любят не только в России, но и за рубежом. В 1997 году Николаю Губину довелось побывать во владивостокской школе японского языка. Председатель приморского союза писателей Лев Князев представил композитора делегации из Японии. И тут к нему подходит их журналист и спрашивает: «Вы написали песню про сейнер?». Протягивает радиотелефон: «Спойте, пожалуйста, один куплет нашему мэру. У нас в Японии любят эту песню, а называется она «Шхуна». Петь в радиотелефон Губину еще никогда не приходилось, но он уважил просьбу гостя.

Однажды Николай Александрович выступал с концертом в воинской авиационной части, которая базировалась под Москвой. Вдруг летчики запели «Сейнер». Композитор очень удивился и спросил: «К вам-то какое отношение имеет эта песня?». «Так мы же служили на Дальнем Востоке! Она наша, родная и всегда в наших сердцах», — последовал ответ.

Чем объяснить неугасающую популярность песни «Уходит сейнер», ставшей поистине народной? У каждого, кто ее любит, — свой ответ на этот вопрос. Уже много лет она занимает одно из почетных мест в репертуаре находкинского ансамбля «Приморочка» и непременно звучит на его концертах, городских праздниках и мероприятиях, по сей день оставаясь визитной карточкой Находки.

Елена СТАСИНСКАЯ

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Культура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.