Давно собиралась написать о своих родителях – маме Софье Семеновне ДОНЧЕНКО и отчиме Василии Анисимовиче ПИВОВАРОВЕ. Мой родной отец погиб под Сталинградом в октябре 1943 года. На Первом канале показали фильм «Сталинградская битва». Это и подтолкнуло меня взяться за ручку и написать о дорогих для меня людях.
Мама получила похоронку в 27 лет с тремя детьми на руках. Старшей сестре было четыре года, мне – два с половиной, младшему брату – один год и три месяца. Работала мама трактористом в совхозе «Чкаловский». Уходила на работу ранним утром, а приходила домой поздно вечером. После работы все взрослые оставались в поле рыть окопы. А мы оставались дома одни – сами себе ляльки и няньки.
В 1950 году в стране был объявлен оргнабор на Дальний Восток. Мама выхлопотала себе паспорт и завербовалась в Приморский край. Привезли нас в Находку, поселили в бараке на Рыбаке. Маму направили в каменный карьер – строили торговый порт. Работа тяжелая, надо было подбирать примерно одинаковые скальные камни и складывать штабелем в один кубометр.
В 1953 году в Находку приехал Василий Анисимович ПИВОВАРОВ. Устроился на работу грузчиком в торговый порт. За его плечами были долгих семь лет войны. Первое боевое крещение он получил еще в финскую кампанию. Демобилизовался и пошел работать трактористом на строительство железной дороги на Северной Двине. Здесь его и застало известие о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз.
В сентябре 1941 года он был призван в Красную армию, в 261-й стрелковый полк, который стоял на Волховском направлении. Полковая истребительная батарея, куда попал Василий Анисимович, почти год вела неравные оборонительные бои с фашистами, пытавшимися прорвать нашу оборону и выйти в тыл Красной армии на Севере.
Зимой 1943 года бывшего тракториста направляют в Нижний Тагил на курсы танкистов. По окончании курсов всех курсантов переводят в Москву и передают в состав 20-й танковой бригады, входившей в резерв ставки главного командования. Истребительная противотанковая батарея этой бригады стала постоянным местом его службы до конца войны.
Он был артиллеристом-наводчиком. Батарейцы сражались в составе Брянского фронта, дрались не на жизнь, а на смерть на Орловско-Курской дуге, освобождали Донбасс. С Первым Украинским фронтом под командованием ВАТУТИНА вошли в Ровно, потом в Польшу. Каждый километр по дорогам Европы давался кровью, ранениями, гибелью товарищей. Василий Анисимович вспоминал эпизоды тех далеких лет. Например, в польской деревне Клезы в три часа ночи начался ожесточенный бой. Танковому корпусу противостояла целая фашистская дивизия.
На помощь батарее пришел полк самоходных орудий, и сопротивление было подавлено. Василий Анисимович в том бою был ранен в грудь, пуля застряла в правом легком. Врачи её извлекли и сказали: «Лечись, солдат, за тебя довоюют». Но ПИВОВАРОВ сбежал из госпиталя. Отыскать на дорогах вой-ны свой полк было непросто. Но уже через несколько дней он был в родном полку и принимал участие в боях вместе с товарищами.
Истребительная батарея танкового корпуса, дошедшая до Берлина, пробивалась к Бранденбургским воротам, затем её перебросили на электростанцию, потом был бой на товарной станции в районе водонапорной башни. За эти тяжелые бои летом 1945 года уже ефрейтору Василию ПИВОВАРОВУ присвоили сразу три награды – орден Красной Звезды, медали «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина». Его грудь к тому времени уже украшали несколько больших наград – два ордена Славы второй и третьей степеней, медаль «За отвагу».
Потом были еще ранения в грудь и руку, контузия, по причине которой долго не мог говорить и оглох. Он несколько месяцев лежал в больнице, врачи буквально вернули его с того света. Но осколок в груди так и остался навсегда, напоминая о себе и войне. Лишь в 1946 году он демобилизовался, опять сел за трактор. Летом 53-го он приехал на Дальний Восток. Устроился грузчиком в торговый порт, в знаменитую рекордами бригаду Героя Социалистического Труда Г.А. МАЯКОВА.
Его трудолюбие, старательность, высокая сознательность получили высокую оценку руководства порта. К боевым наградам за годы работы прибавились трудовые знаки отличия. Он был награжден орденами «Знак Почета», «Октябрьской революции», знаком «Почетный работник морского флота». Его фамилия в те годы была в Находке известной.
В 1954 году он женился на моей маме, не посмотрев, что у неё на руках было трое маленьких детей. В 1958 году у них родилась общая дочь, и стали мы жить вшестером в дружной семье. Различие на своих и чужих отец никогда не делал. Мы все ему родные. Всех воспитал и вырастил. Всех приучил к труду. А сам был очень скромным человеком при таком количестве наград и заслуг.
К 40-летию Победы ему по ошибке вручили орден Славы второй степени, а надо было первой степени. Не знаю, чья в том вина, но позже в военкомате ему предлагали поменять награду. Он отказался. Сказал только: «Да неудобно. Награда она и есть награда». Он был настоящим героем, но без звезды.
В 1977 году он вышел на пенсию, но усидеть дома не смог. Наш трудоголик опять попросился в торговый порт на работу. Его, конечно, приняли. Правда не на причал, где тяжело, а на морской вокзал грузчиком-носильщиком. Ему там было интересно. И уходить с работы, несмотря на все наши уговоры, не собирался. Лишь за девять месяцев до смерти перестал работать. Но не потому, что согласился с нами, а потому, что ослеп. Видимо, дали знать военные раны и контузии. Они ведь никогда бесследно не проходят.
Остался Василий АНИСИМОВИЧ в нашей памяти в военной форме, которую надевал перед Днем Победы. Вместе с боевыми товарищами они шли в школу, рассказывали детям о войне, товарищах, не доживших до светлого мая. К нему тоже приходили школьники в гости, с удовольствием слушали его военные истории. Он ушел из жизни в 1986 году, не дожив одного года до своего 70-летия. Но память о нем живет в моем сердце. И не дает права забывать о тех, кто честно воевал, работал и жил по совести.
От редакции. О Василии Анисимовиче ПИВОВАРОВЕ еще при жизни наша газета рассказывала несколько раз. В 1984 году вышла в свет публикация «Боец, ровесник Октября», представившая Находке скромного добросовестного труженика, потом и кровью которого была завоевана Победа в военные сороковые. Для читателей публикация стала настоящим открытием. Еще бы – портовик, который участвовал во взятии Берлина, имел несколько орденов за смелость и мужество, никогда не кичился своим боевым прошлым.
Через два года, в сентябре 1986 года, в нашей газете вышла моя статья «В списках значится». Речь в ней шла как раз о том случае, когда вместо положенного ордена Славы первой степени Василию Анисимовичу по вине военкомата вручили орден Славы второй степени, да еще и с опозданием. А его он привез еще с войны. Тогда история взволновала меня до глубины души. Как оказалось, что о герое войны «забыли» в военкомате и родном коллективе? Публикация наделала много шума. Прошли заседания партийного комитета порта, извинился перед забытым фронтовиком военкомат. Читатели звонили в редакцию с просьбой продолжить расследование.
Но точку в этой истории поставил главный герой. Василий Анисимович отказался менять уже полученный орден. Я думаю, в истории Великой Отечественной войны Василий Анисимович ПИВОВАРОВ остался единственным героем, у которого оказалось волею судьбы сразу два ордена Славы второй степени. Но заслуженные. Светлая память светлому человеку.