74 года назад Красная Армия полностью сняла блокаду Ленинграда. Она длилась 872 дня. Массовый голод, усугубленный особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привел к большим потерям в городе. По разным данным, за время блокады в Ленинграде погибло до полутора миллиона человек.
Находчанка Людмила Ивановна ПРЯХИНА — одна из тех, на чью долю выпали эти горькие испытания. Когда началась война, их семья из семи человек жила в двухэтажном коммунальном доме в Ленинграде. Ютились в одной комнате, готовили на общей для всех жильцов кухне. Папа Иван МИХАЙЛОВ работал строителем, его на фронт не взяли по брони. Старший брат Людмилы ПРЯХИНОЙ, Владимир, ушел добровольцем и в 18 лет погиб в одном из боев. Сестра Александра записалась в военизированный отряд и оказывала помощь раненым после бомбежек города. Вторая сестра, Лидия, училась на медсестру, но получить образование ей так и не удалось. В мае 1942 года, не дожив два дня до своего дня рождения, умерла от истощения. Такая же печальная участь постигла и третью сестру-красавицу, 14-летнюю Веру.
В своем последнем письме брат Владимир написал: «Бьем фашистского гада и защитим родной город. Остаюсь жив и здоров. Кланяюсь родителям». Папа умер в декабре 1941 года от истощения. Ему было 48 лет. От голода он часто терял сознание дома и на производстве. Его еще успели похоронить в гробу. Выживали кто как мог. Помню, у нас в доме был столярный клей. Мама его варила до загустения, и мы его ели. Рабочему по карточке в то время выдавали на день сначала 200 г хлеба, потом 150, детям — по 125 г. Но за хлебом постоянно были большие очереди. По карточкам давали и подсолнечный жмых. Самым голодным и холодным стал 1942 год. Гробов не хватало. Большую часть населения хоронили просто замотанными в ткань в братских могилах. Мне было тогда шесть лет, и я долго не могла понять, почему так долго не возвращается домой папа, — вспоминает Людмила Ивановна.
Эвакуация началась 31 июля 1942 года. Людей собрали на железнодорожном вокзале, дали усиленное питание, куда входили печенье и шоколадки детям. В первую очередь по железной дороге пропускали эшелоны с военной техникой и вооружением, товарняки, а вагоны с людьми часто надолго ставили в тупик. В результате из Ленинграда до Новосибирска ехали два с половиной месяца. Многие были вынуждены продавать на остановках личные вещи за ведро картошки или литр молока, чтобы не умереть с голоду. Людмила ПРЯХИНА вместе с мамой попали в сибирскую деревню. Их подселили к местным жителям. Потом по домам стали развозить овечью шерсть, из нее мама вязала рукавицы и носки для фронта, благодаря чему и выжили.
Спустя годы в Новосибирске Людмила ПРЯХИНА окончила ремесленное училище, работала в строительном тресте. Затем прошла курсы повышения квалификации и трудилась специалистом ОТК по железобетону. Здесь вышла замуж. В Находку приехала на строительство завода КПД-80, получила квартиру, так и живет в нашем городе до сих пор.
— В начале 90-х в обществе жителей блокадного Ленинграда при городском совете ветеранов Находки насчитывалось более 50 блокадников, сегодня осталось 17 человек. Часто собираемся на встречи, пьем чай, танцуем и поем песни, дружно ходим на культурные мероприятия. Почти 35 лет назад в День Победы по приглашению однополчан моего брата, которых я разыскала через газету «Вечерний Ленинград», побывала на родине. И снова сердце забилось от воспоминаний о нелегком и суровом детстве. Кроме самых близких, от голода и под бомбежками в Ленинграде погибли семь двоюродных братьев и много других родственников, — сообщилаЛюдмила Ивановна.
Владимир ФЕДОРОВ