Находкинское автотранспортное предприятие традиционно является основным перевозчиком пассажиров как на городских, так и на пригородных и междугородных маршрутах. Каким для холдинга оказался минувший год?
С какими проблемами столкнулись транспортники, и удалось ли реализовать поставленные перед коллективом задачи? Пополнялся ли парк дополнительной техникой? На эти и другие вопросы мы попросили ответить генерального директора Находкинского АТП Алексея ГАШЕВА.
— Алексей Александрович, каков главный итог прошлого года для вашей компании?
— Поставленные перед холдингом задачи, несмотря на многие трудности, выполнены. Все маршруты «закрывались» автобусами по графику. За прошлый год удалось приобрести два новых и три бывших в употреблении микроавтобуса марки «Каунти». Это машины класса М-2 малой вместимости. Также купили бэушный автобус марки «Дэу». «Микрики» работают на улицах города, большой автобус и два новых малой вместимости в составе ООО «Центр развития спорта» выходят на маршрут № 6.
И все же обновлять подвижной состав с каждым годом становится всё труднее. К примеру, бэушный южнокорейский автобус марки «Дэу» в настоящее время стоит 1,2 млн рублей, новый – 7,5 млн. Эти машины за два с лишним десятка лет достаточно испытаны на наших дорогах, в климатических и географических условиях, и неплохо зарекомендовали себя. Отечественные автобусы уступают южнокорейским как по техническим характеристикам, так и по комфортабельности. Кроме того, они гораздо дороже. В частности, новый ЛиАЗ на российском оптовом рынке сегодня предлагается уже по цене от 8 до 13 млн рублей, плюс доставка в Находку одной машины обойдется примерно в 400 тысяч рублей.
— Автобусы постоянно дорожают и дешевле, по всей вероятности, уже не будут. Что делается на предприятии для того, чтобы за счет внутренних ресурсов максимально продлить срок их эксплуатации?
— Несколько лет назад было создано производство, где на каждом из автобусов уже, кстати, по одному разу был выполнен капитальный ремонт, благодаря чему их срок эксплуатации вырос в три с половиной раза. Но выполнять капремонты бесконечно невозможно. Всему есть предел, и внутренним резервам тоже.
Чем старее машина, тем она больше требует затрат на свое содержание. Всё как и у людей. Один человек из АТП приобрел в частную собственность два больших автобуса для работы по муниципальному заказу. А через некоторое время увидел, что затраты на их содержание намного превышают доходы. Не оставалось средств не только на обновление парка и развитие частной фирмы, но и на ремонт и содержание машин.
— В начале января на два рубля увеличилась стоимость проезда по городу. На что будут направлены дополнительные средства?
— Проезд увеличился на два рубля, а цена дизтоплива для автобусов в это время выросла сразу на восемь рублей за один литр, то есть с 37 рублей до 45. К слову, в Красноярске топливо поднялось почему-то всего на два рубля. Когда наши экономисты делали расчеты, в новый тариф закладывалось не только обновление подвижного состава, но и достойная зарплата водителям и кондукторам. Но мы, как видите, никак не успеваем за нашим государством. При сегодняшней цене солярки расчетная стоимость проезда в автобусах городских маршрутов уже получается не ниже 28 рублей. А у нас 23. По-хорошему стоимость билета надо было поднять до 23 рублей еще в прошлом году, как это сделали, например, перевозчики Партизанска. Мы не пошли по этому пути.
Повышением стоимости проезда хотели решить хотя бы некоторые проблемы предприятия, а в итоге оказались в еще худшем положении. Старые водители и кондукторы постепенно уходят на пенсию, а молодых нынешняя зарплата и режим работы не привлекают. Как результат – из плановых 136 водителей сегодня имеем в штате всего 92. Как при таком раскладе можно «закрывать» все графики движения и расписания маршрутов? Никто не знает, скольких усилий стоит коллективу выполнение поставленных перед холдингом задач. За эти два рубля нашим водителям и кондукторам уже пришлось выслушать немало упреков от пассажиров.
Поверьте, мы сами не заинтересованы в повышении цены билета. Ведь при каждом новом тарифе обязательно снижается количество пассажиров, а мы, образно говоря, «съедаем» сами себя. При социалистической системе хозяйствования пассажирский транспорт регулярно получал дотации от государства. Сегодня этот вопрос никто даже не хочет рассматривать. Согласно одному из последних федеральных законов, компании-перевозчики могут осуществлять регулярные перевозки пассажиров по регулируемым и нерегулируемым тарифам. Так вот 99 процентов предприятий работают как раз по нерегулируемым, потому что дотаций из бюджета на это дело не выделяется ни в одном регионе России.
Недавно в администрации города прошло совещание перевозчиков, провел которое заместитель главы Виталий КОЖЕВНИКОВ. Совместно был намечен ряд мероприятий по увеличению качества обслуживания населения общественным транспортом. Будем надеяться, что-то после этого разговора изменится в лучшую сторону.
— Безопасность движения общественного транспорта приобретает все большее значение. Какая работа по ее обеспечению ведется в вашем холдинге?
— Проводится ряд мероприятий, оговоренных приказом Минтранса и федеральными законами. Сегодня весь наш пассажирский транспорт лицензирован, что накладывает на компанию определенные требования и ответственность. Регулярно проводятся предрейсовые осмотры водителей нашим врачом, предрейсовые и тематические инструктажи, по каждой аварии обязательно созываем собрание с участием водителей и специалистов ГИБДД, разбираем ситуацию, там можно задать любой вопрос сотруднику госавтоинспекции и получить на него живой ответ. Диспетчер и механик ОТК, специалист по безопасности движения АТП аттестованы в краевом центре на профпригодность.
Также проводится обучение по требованиям нормативных документов. В прошлом году на все автобусы междугороднего сообщения, согласно требованиям законодательства, были установлены тахографы, которые автоматически регистрируют режим труда и отдыха водителей. К середине нынешнего года такая аппаратура будет установлена на машины пригородных сообщений, и еще через год ею планируем оснастить все автобусы городских маршрутов. Конечно, все зто влечет дополнительные затраты. К примеру, один тахограф стоит 50 тысяч рублей, а к нему необходима карта водителя за четыре тысячи рублей, срок действия которой всего три года.
Другая сторона медали. Как после этого, к примеру, на городских маршрутах умудриться соблюдать режим труда и отдыха водителей при их катастрофической нехватке? А никак. Придется работать по прежней схеме. Хотя в любой момент могут нагрянуть проверяющие из управления транспортной инспекции и наложить штраф на руководителя и компанию. Чтобы соблюсти требования законодательства по части труда и отдыха водителей и обезопасить их на дороге, придется пойти на сокращение количества машин на линии и «урезать» графики движения. В итоге опять пострадают пассажиры.
Нас предупреждают, что если мы не согласны работать на данных условиях, то пригласят перевозчиков из Владивостока, и эти функции будут выполнять они. Легко сказать. Кто повезет сюда свои машины или людей? А если и согласится на это, то уже не за 23 рубля, а за 28 или 30, как это произошло в Дальнереченске.
— Летом прошлого года во Владивостоке прошли масштабные проверки автобусов, ввезенных из Кореи. Машины арестовывались в досудебном порядке при малейшем подозрении инспекторов и экспертов ГИБДД к номерам шасси транспортных средств, законно ввезенных в Россию автобусов и поставленных на учет в ГИБДД. В народе эту акцию назвали зачисткой рынка пассажирских перевозок. Было ли подобное в Находке?
— Это началось после большой аварии под Хабаровском, повлекшей многочисленные жертвы, когда на трассе столкнулись грузовик и пассажирский автобус. С тех пор сотрудники госавтоинспекции стали проверять перебитые номера шасси кузова автобусов с целью доказать, что импортные бэушные машины ввезены в наш регион незаконным путем, что они ненадежны в эксплуатации и их необходимо менять на автобусы отечественного производства. Возникает вопрос: как же они прошли таможенное оформление и регистрацию в органах ГИБДД с такими нарушениями? Это почему-то мало кого интересует. Сотрудники ГИБДД по-прежнему продолжают «выявлять» нарушения в нумерации шасси кузова и ставить транспортные средства на арестплощадку.
Чтобы доказать свою правоту, перевозчик после этого должен гнать свой автобус во Владивосток на экспертизу, нести расходы по оплате труда водителя, топлива и амортизации машины. И я опять возвращаюсь к той мысли, что бэушная импортная машина гораздо надежнее нашей новой, а ее цена ниже российской в несколько раз. Чтобы возить людей на отечественных автобусах, стоимостью в 8-13 млн рублей, цену за проезд в общественном транспорте, в том числе в Находке, нужно поднимать, как минимум, до 50 рублей за поездку. Только тогда этот автобус может окупить себя в течение семи лет, то есть нормативного срока эксплуатации. Это не считая затрат на топливо, ежегодную замену шин и другие текущие издержки.
— Алексей Александрович, продолжают поступать нарекания от пассажиров по поводу культуры обслуживания в автобусах водителями и кондукторами. Какие меры применяются к нарушителям дисциплины?
— И это при всем том, что мы многое стараемся делать для горожан. В частности, в последнее время для удобства передвижения 35 автобусов оборудованы автоматической системой объявления остановок. Прежде чем говорить о мерах, применяемых к нарушителям, хотелось бы напомнить, в каких условиях они работают. Кроме того, что водителям и кондукторам приходится вставать в четыре утра, чтобы вовремя выехать на линию, их труд всегда был и остается очень нелегким.
Водитель за рулем все время находится в напряжении. Сами знаете, какое движение по нашим дорогам: одни автолюбители лихачат, другие – подрезают автобус, третьи – никогда не уступают дорогу при выезде, например, с автовокзала, хотя это прописано в правилах дорожного движения. А пешеходы практически бросаются под колеса, небрежно переходя дорогу. Кроме того, пассажиры часто бывают несдержанными, ругаются, бросаются с кулаками на водителей и кондукторов… Наши сотрудники тоже не железные, и у них порой не выдерживают нервы.
Но я нисколько их не защищаю. В любых обстоятельствах нужно оставаться человеком. Работаем по каждой жалобе пассажиров. Виновны водитель и кондуктор – беседуем, лишаем премии, в конце концов, увольняем. Но, замечу, на зарплату в 14 тысяч в месяц к нам почему-то не идут работать кондукторами представители интеллигенции. Никого из водителей не заставишь перейти, к примеру, с межгорода на городские маршруты. Потому что это очень сложное направление. Вежливое отношение должно быть обоюдным.
Записал Владимир ПАНТЮХОВ