Алексей ГАШЕВ: Мы ставили цели и достигали их

Перебои в работе общественного пассажирского транспорта конца 80-х годов, нехватка автобусов — далекое прошлое. Добрые перемены в Находкинском ПАТП начались с приходом в 1989 году нового директора Алексея ГАШЕВА. Ситуация на городских, пригородных и междугородных направлениях в целом на предприятии стала заметно меняться к лучшему. Почти три десятка лет Алексей ГАШЕВ стоит у руля транспортной компании. В этом году он стал юбиляром — ему исполнилось 60.


За годы трудовой деятельности Алексей Александрович был удостоен звания «Заслуженный работник транспорта РФ», награжден медалью «За заслуги» Министерства по делам ГО и ЧС, медалями «За вклад в развитие местного самоуправления» и «За успехи в социально-экономическом развитии Приморского края» в честь 70-летия региона, Почетной грамотой Законодательного cобрания Приморского края. Круглая дата — повод подвести итоги. Нынешняя встреча с руководителем — разговор о времени и насущных вопросах компании.
— Алексей Александрович, вначале несколько слов о себе.
-В 1980 году после Хабаровского политехнического института по распределению попал в «Приморавтотранс», отсюда направили в Находкинское АТП. Начинал инженером-технологом. В это время открытый город-порт активно строился, увеличивался спрос на заказные перевозки, особенно у порта Восточного. Во Врангеле создали автоколонну и меня перевели туда инженером-технологом, а в декабре 1980 года я уже возглавил ее.
Приходилось решать не только производственные, но и массу социальных вопросов. Сложились хорошие взаимоотношения с руководством порта Восточного. Так я познакомился с Александром КИСЕЛЕВЫМ, который тогда возглавлял партком порта Восточного, а сейчас председатель городской думы, с Борисом ГЛАДКИХ, ныне главой Находкинского городского округа. Пять лет отработал начальником автоколонны, а в 1986 году меня назначили главным инженером АТП.
— Как справлялись с новыми обязанностями?
-Круг вопросов вырос. Отвечал за обеспечение автопарка горюче-смазочными материалами, эксплуатацию и ремонт подвижного состава. Нагрузка большая. Но это было интересное время: обновлялся автопарк, механизировался ручной труд, внедрялись методы работы бригадного подряда и хозрасчета, головное объединение проводило активную учебу руководящего состава по таким направлениям, как способы обслуживания населения, строительство автокасс, ремонт автобусов и приобретение современного технологического оборудования…
Главных инженеров часто собирали во Владивостоке на совещания по обмену опытом, отправляли в командировки по Дальнему Востоку, Сибири и стране. Для меня это была хорошая профессиональная школа. Мы горели, ставили новые цели и достигали их. В то время Находкинское АТП было одним из лучших предприятий производственного объединения «Приморавтотранс», где концентрировался передовой опыт и все новое. В корне не согласен с теми, кто говорит, что это времена застоя. Тот дух лидерства сохранился в нашей компании и в последующие годы. Сегодня на рабочих совещаниях в краевом центре приморские пассажироперевозчики до сих пор с нами советуются и перенимают все лучшее.
— Годы перестройки и начало 90-х ассоциируются со словами Сергея ЕСЕНИНА из поэмы «Русь советская»: «Тот ураган прошел. Нас мало уцелело. На перекличке дружбы многих нет…». Как АТП пережило это нелегкое время?
-Это период, когда объединение по рекомендации Минтранса начало избавляться от убыточных автотранспортных пассажирских предприятий. Председатель горисполкома Виктор ГНЕЗДИЛОВ принял на тот момент правильное решение — оформить АТП в муниципальную собственность. Что это дало? Благодаря поддержке мэрии мы первыми в крае заключили выгодный контракт с южнокорейской компанией Daewoo и за счет бюджетных средств существенно обновили автопарк подвижным составом. С помощью Приморавтотранса и города удалось построить жилую десятиэтажку на Постышева, где 40 семей работников АТП получили благоустроенные квартиры, детсад № 62.
— Как удалось АТП самостоятельно построить многоквартирный дом?
-Это особый случай. В то время, чтобы выстроить такой дом, нужно было иметь либо свою производственную базу, либо стройматериалы. В стране был лимит на цемент и арматуру, не было их и у нас. Поэтому трест «КПД-2» отказывался делать для нас сваи под многоэтажку. Тогда я отправился к первому секретарю горкома партии Юрию МЕРИНОВУ. Он вызвал второго секретаря горкома Сергея ШУТЫЛЕВА и дал ему указание провести с руководством треста соответствующую беседу. Так наш дом был достроен. Я искренне благодарен Ю. МЕРИНОВУ до сих пор. И, конечно же, Виктору ГНЕЗДИЛОВУ, который на тех порах поддерживал АТП дотациями, сам часто бывал в нашем коллективе, а я мог прийти к нему с разными вопросами в любое время. Благодаря поддержке партии и мэра города кроме многоэтажки удалось построить на территории АТП автозаправочную станцию, административно-бытовой корпус, цех по ремонту двигателей, автомеханическую мойку, спортзал, расширить зону технического ремонта автобусов, провести реконструкцию котельной, благоустроить территорию.
— Алексей Александрович, во сколько лет вы возглавили АТП?
-В 31 год. Я никогда не стремился к карьерному росту. На эту должность были три претендента, я их консультировал по выборным программам. Но делегаты конференции все три кандидатуры вычеркнули из списка и вместо них внесли мою фамилию. Руководство Приморавтотранса решение трудового коллектива поддержало. Я пришел на эту должность достаточно подготовленным, четко видя ошибки предыдущих руководителей, и был готов исправить их.
— Депутатом городской думы вы были почти 20 лет. Как удавалось совмещать управление производством и работу в представительном органе?
— В первом созыве был не активен. Только потом начал осознавать, что без непосредственного участия в работе думы сложно управлять предприятием в новых экономических условиях. Потому что транспортное законодательство тесно связано с работой органов местного самоуправления. В то время средств в бюджете Находки на решение городских проблем становилось все меньше, существенно снизились и наши дотации. По всей стране начали приватизировать муниципальную собственность. Эта участь не обошла и нас.
На тот момент местный бюджет задолжал за транспортные услуги АТП порядка 20 млн рублей. У нас возникли трудности с выплатой зарплаты, приобретением ГСМ, погашением коммунальных расходов. И тогда с мэром Виктором ГНЕЗДИЛОВЫМ была достигнута договоренность, что мы в счет муниципальных долгов выкупим наше предприятие в собственность. Это было начало 2000-х годов. Так приватизировали АТП, которое затем расслоилось на несколько компаний. Находкинский автотранспортный альянс стал выполнять междугородные перевозки, ООО «Центр развития спорта» — городские, АТП — заказные и часть межмуниципальных, ООО «Ориент-Авто» — перевозку пассажиров между Находкой и Врангелем и по микрорайону Врангель, ООО «Клондэйк» взяло на себя содержание и обслуживание производственно-технической базы холдинга.
— Как решаете вопросы обновления автопарка?
— Высокий курс доллара и постоянный рост стоимости горюче-смазочных материалов не позволяют покупать новые импортные автобусы. Отечественные — дорогие и у них маленький моторесурс. К примеру, у двигателей автобусов класса М-2 типа «Форд» и «Мерседес» он составляет 200-250 тысяч километров, а у южнокорейских Daewoo — один миллион. Поэтому тариф на перевозки отпущен, его сегодня не регулирует ни край, ни город, чтобы каждый перевозчик эти вопросы решал самостоятельно.
Благодаря увеличению в мае стоимости проезда на два рубля нам удалось обновить парк машин малой вместимости на маршруте № 6, два «микрика» заменили на новые на межгороде. Для ООО «ЦРС», в том числе и с помощью кредитных средств, приобрели два новых большеместных автобуса. В ближайшие дни таким же способом купим еще два автобуса класса М-2. Особой прибыли от повышения тарифа нет, но это дало компании возможность работать в условиях роста цен на топливо.
С другой стороны, с увеличением тарифа пассажиров стало меньше. На пригородных маршрутах некоторые люди кооперируются, платят частнику стоимость автобусного билета, и так добираются. А мы несем убытки. Если в эту ситуацию не вмешается власть, вынуждены будем закрыть нерентабельные маршруты. Эту проблему мы изложили на встрече с врио губернатора Андреем ТАРАСЕНКО. Глава региона поднял ее у Владимира ПУТИНА, который, в свою очередь, пообещал помочь. Чем? Возможно, это будет частичное гашение лизинговых платежей по приобретению автобусов для городских перевозок за счет средств федерального бюджета.
— В Приморье разработан проект программы по борьбе с нелегальными автобусными перевозками, запрещающий подъезжать нелегалам к автовокзалам и автостанциям и подбирать пассажиров. Штраф на компании за нарушения — до 300 тысяч рублей.
-Нелегалы перевозят пассажиров, не имея страховки, прозрачности доходов и на автобусах с правым рулем, что небезопасно. Первый вице-губернатор Александр КОСТЕНКО недавно провел совещание с участием перевозчиков, представителей Госавтонадзора и УВД края по контролю за нелегальным извозом, а Госдума по этому поводу приняла соответствующий законопроект. Думаю, скоро здесь будет наведен порядок.
— В городских автобусах Владивостока планируется установить специальные терминалы, с помощью которых можно будет оплатить проезд даже со смартфона. Как вы оцениваете это новшество?
— Об этом говорится уже лет десять. Это задумка банков, которые заинтересованы обезналичивать денежные расчеты и получать свой процент. Для перевозчиков это не выгодно, потому что идет удорожание стоимости проезда. Нас больше беспокоит другое: ни одна АЗС сегодня не отпускает нам топливо по оптовым ценам.
— Алексей Александрович, в АТП за эти годы сформировалась трудовая династия ГАШЕВЫХ. Расскажите о ней.
-Сын Егор работает начальником автоколонны, второй сын, Сергей, возглавляет коллектив ремонтных мастерских. В компании трудятся две невестки. Елена возглавляет рекламный отдел, Ольга координирует работу автостанций на междугородных маршрутах. Сыновья и невестки имеют высшее образование. Все, о чем мечтал в детстве и юности, воплотилось в моей жизни. Часто бываю в уссурийской тайге, увлекаюсь охотой и рыбалкой. Доволен детьми. Люблю внуков. Их у меня трое. Наша компания в рейтинге перевозчиков края по-прежнему занимает устойчивое лидирующее место. Счастлив я или нет? Конечно, да!
Владимир ПАНТЮХОВ

Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.