За заслуги перед государством и обществом, высокий профессионализм, безупречную деловую репутацию, многолетнюю плодотворную деятельность на благо Отечества и активную гражданскую позицию директор находкинской экспедиторской компании ООО «Далькомтранс» Валерий СУСТАВОВ по итогам работы в прошлом году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством IV степени».
Приказ о награждении подписал председатель президиума Совета по общественным наградам РФ Герой Советского Союза генерал-майор в отставке Сергей КРАМАРЕНКО.
Предварительно была проведена всероссийская общественная акция «Профессионалы России». Ее основная цель – единение достойнейших людей страны, энергия, профессионализм и нравственные устои которых являются основными движущими силами в деле приумножения экономического и культурного богатства Отечества. Как отмечается в приветственной речи, эти люди делают великое общественное дело, способствуя процветанию нашей Родины, укреплению ее величия и мощи, повышению благосостояния и культуры соотечественников.
Мы встретились с Валерием СУСТАВОВЫМ и попросили его рассказать о том, каким был минувший год для экспедиторской компании и в целом для лесного бизнеса Находки.
Валерий Геннадьевич, какие страны Юго-Восточной Азии сегодня являются основными потребителями лесоэкс-портной продукции, проходящей через морские порты Находки?
– Это, конечно же, Япония и Корея. Их объемы гораздо выше по сравнению с другими странами АТР, и они не снижаются на протяжении последних пяти лет. В среднем в месяц только через нашу компанию сегодня уходит на экспорт в пределах трех тысяч кубометров леса плюс 10-12 тысяч кубометров пиломатериалов. Это тот минимум, который обычно планирует «Далькомтранс» из года в год.
Отличается ли минувший год от предыдущих? Принципиально – нет. Объемы экспортной древесины по-прежнему оставались на уровне прошлых лет. Колебания были незначительными. К примеру, по нашей компании они составляли от восьми до 13 тысяч кубометров в месяц, в зависимости от сезона.
В последнее время внушительная часть экспортных пиломатериалов стала уходить за границу в контейнерах. Причем их доля из месяца в месяц стабильно растет. С чем это связано?
– В первую очередь с доступностью железнодорожных вагонов для лесоэкспортеров. В прежние годы готовая лесопродукция доставлялась из регионов в Находку полувагонами. Если на тот момент у причала стояло судно, ее перегружали сразу на борт. В ином случае складировали на портовые открытые площадки, где пиломатериал некоторое время лежал до погрузки на борт под открытым небом. Всё это впоследствии отражалось на его качестве, и владелец был крайне озабочен сохранностью своего товара. Поэтому в настоящее время, благодаря обоюдной заинтересованности участников лесоэкспортной деятельности, примерно 90 процентов пиломатериалов стало перевозиться в контейнерах.
Какие наименования из номенклатуры отечественной лесопродукции больше всего потребляет Страна восходящего солнца?
-Учитывая тенденцию последних лет по внедрению в нашей стране технологий глубокой переработки древесины, часть отечественных лесозаготовительных предприятий установили разделочное оборудование и стали изготавливать самое простое – доски по размерам японского потребителя. На протяжении многих лет там стабильно пользуется спросом «сороковка». И до сих пор основной процент деревоперерабатывающих и строительных предприятий Японии по-прежнему использует в производстве именно эти доски. Поэтому в объеме наших пиломатериалов ее доля составляет около 70 процентов. Бывает, японские предприниматели дают индивидуальные заказы, скажем, на доску 2,5-3 см. Но они, как правило, незначительные.
Примерно половину объема пиломатериалов, проходящих через нашу компанию, стабильно забирает Япония. Корея работает избирательно. Ее рынок не так устойчив, как японский. И всё же в течение прошлого года Страна утренней свежести регулярно выбирала запланированные объемы экспортной древесины.
Но сегодня вопрос уже не столько в сбыте, сколько в том, могут ли наши партнеры обеспечить японских и корейских потребителей в достатке круглым лесом и пиломатериалами? Сырья на делянах Хабаровского края и Амурской области хватает. Даже скажу, что их доля в наших объемах составляет примерно 40 процентов. Но как только у лесозаготовителей наступает межсезонье либо переход на новые деляны, тут же начинается спад в заготовке древесины и невыполнение контрактных обязательств. Вторая причина, которая приводит к сбоям поставок леса и лесопродукции через находкинские морские порты на протяжении двух последних лет – нехватка железнодорожных вагонов. Особенно эта проблема обостряется в сезон увеличения грузопотока экспортного угля.
Ваша компания вышла на законченный цикл экспорта древесины. Как удалось это сделать?
-Благодаря заинтересованности и договоренности всех участников внешнеэкономической деятельности. Наконец-то выстроилась замкнутая цепочка продвижения товара от деляны до потребителя, которой связаны производители, железнодорожники, экспедиторы и судовладелец. Главной составляющей в ней является морской транспорт. Но нам удалось наладить крепкие партнерские отношения с судовладельцем, и сегодня на морских линиях между Находкой, японскими и корейскими портами регулярно курсируют два парохода: «Рейсер» и «Сейф». Несмотря на все позитивные стороны лесоэкспортного бизнеса работать в этом направлении с каждым годом становится всё сложнее: регулярно растут железнодорожные тарифы, топливо, которое является одной из основных затрат в морских перевозках, что в итоге отражается на увеличении фрахта.
В линейке массовых грузов, переваливаемых через специализированные терминалы и площадки Находки, круглый лес и пиломатериалы сегодня находятся на четвертом месте. Из почти десяти экспедиторских находкинских компаний, специализирующихся на перевалке древесины, «Далькомтранс» по объемам устойчиво занимает лидирующее место.
Валерий Геннадьевич, насколько активен Китай в потреблении российской древесины?
– В начале прошлого года наша компания осуществляла некоторые поставки леса и пиломатериалов морем в Китай. Но к концу осени они значительно сократились. Основной объем российской древесины в Поднебесную в настоящее время идет по железной дороге. Видимо, этот вариант для отечественных лесоэкспортеров оказался выгоднее.
Незначительные объемы кругляка и пиломатериалов морем в Китай через порты и лесные терминалы Находки запланированы и на нынешний год. В основном это сибирская сосна и продукция из нее. Есть незначительный контракт по поставкам сибирской березы. Однако большую часть экспортной древесины из России наши восточные соседи по-прежнему намерены завозить по железной дороге. Сегодня Китай уже выходит в лидеры по поставкам товарной древесины на мировой рынок. Думаю, немалая доля в этих объемах приходится как раз на российский кругляк и пиломатериалы.
В наступившем году по-прежнему продолжим работать с японскими партнерами, с которыми заключен ряд текущих контрактов. Когда имеется сырье и вагоны, тогда объемы выдерживаются из месяца в месяц, а если чего-то недостает – начинаются проблемы. Надеюсь, в новом году отработаем стабильно.
Записал Владимир ФЕДОРОВ
На снимке: Валерий СУСТАВОВ