Весельная лодка «Акрос» под управлением Федора КОНЮХОВА прошла важный рубеж – половину пути от Новой Зеландии до мыса Горн в Южном океане.
Стартовав 6 декабря 2018 г. из новозеландского города Данедин, отважный российский путешественник за два месяца на веслах преодолел расстояние больше, чем от Москвы до озера Байкал. Как написал он на своем сайте, если смотреть по бортовому компьютеру, то пройденный путь составляет 5 555 км. Если же с момента старта провести прямую линию от точки нынешнего местонахождения, то по прямой это будет меньше – 4 125 км. Накрутка в 1 430 «лишних» километров объясняется штормовой погодой, которая больше недели сопровождала его. «Получается, что сходил на веслах из Москвы в Санкт-Петербург и обратно (1430 км). Для разминки. Это мое основное разочарование в Южном океане. Я знал, что будет холодно, сыро и придется пережить много штормовой погоды, но не предполагал, что будет так много холостого хода. Мне казалось, что западные ветры и западное течение здесь гораздо устойчивее и меня будет тащить на восток», – поделился путешественник с читателями.
В той океанской свистопляске он написал, что гигантские волны, крутящие лодку не одни сутки, сопровождались зарядами снега и градом. Все это время ему приходилось лежать в каюте пристегнутым защитным поясом, чтобы не быть выброшенным за борт. Этот штормовой удар и КОНЮХОВ, и лодка с честью выдержали.
Южный океан — условное название вод трех океанов: Тихого, Атлантического, Индийского, окружающих Антарктиду и выделяемых как «пятый океан», не имеющий, однако, четко очерченной островами и континентами северной границы. Из-за температурного контраста между льдом и открытым океаном здесь отмечается активная циклоническая деятельность
Именно эти широты – от 40° до 60° южной широты – моряки еще со времен парусных судов называют как «ревущие сороковые» и «неистовые пятидесятые». Причины – частая непогода, штормовые ветры и огромные волны, образующиеся из-за движения масс воздуха, которые, обтекая земной шар, не встречают себе препятствий в виде каких-либо заметных массивов суши.
Плавучий лед, айсберги, которые могут встретиться в любое время года по всему Южному океану (особенно в период с мая по октябрь), делает эту область еще более опасной, а отдаленность региона от населенных областей Земли делает поисковые и спасательные операции сложно организуемыми. Выжить в таких условиях можно только на специально спроектированном судне.
Маршрут одиночного кругосветного перехода разбит на три этапа, исходя из сезона в Южном полушарии (летние месяцы):. первый, нынешний этап – Новая Зеландия (порт Dunedin) – мыс Горн (Чили); второй – в декабре 2019: Чили (мыс Горн) – Австралия, мыс Люин; третий – в декабре 2020 года: Австралия – Новая Зеландия. Возможны изменения мест финиша, исходя из погодных условий.
Протяженность всего маршрута — 27 тысяч километров. Путешественник рассчитывает проходить каждый этап примерно за три летних месяца (декабрь-январь-февраль). За всю историю переходов на весельных лодках через океаны никому не удалось пересечь Южный океан и обогнуть мыс Горн. Нащ земляк бросает вызов.
По ходу движения Федор КОНЮХОВ делится своими впечатлениями, отмечая, что все меньше рыбы, дельфинов встретил лишь один раз. Но зато много мусора, который прносят сюда волны и течение. Следы небрежного отношения человека к природе на безбрежных холодных морских просторах выглядят особенно пугающе.