Банк России: в наступившем году приморцам станет проще копить на пенсию, отчислять взносы и разбираться в финансовых продуктах. В этом году приморцев ждут новые законы и правила, в том числе и в сфере финансов.
О том, какие изменения затронут кошельки жителей края, мы говорили с заместителем начальника Дальневосточного главного управления Банка России Денисом ДАВЫДОВЫМ.
— Денис Витальевич, какие новшества в сфере финансов ожидают жителей Приморья с этого года?
— Одно из важных изменений этого года касается накоплений на дополнительную пенсию — теперь они застрахованы государством. Если вы являетесь клиентом негосударственного пенсионного фонда (НПФ), и он вдруг обанкротится, вы сможете получить компенсацию. Выплатами займется государственное Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Раньше государство защищало только накопления на обязательную пенсию. Теперь страховка покроет и взносы на дополнительную пенсию. Люди, которые пока еще только делают добровольные отчисления, получат деньги со своего пенсионного счета в пределах 1,4 млн рублей. При желании можно не забирать сбережения, а перевести их в другой НПФ по собственному выбору. Если же человек уже начал получать пенсию, то АСВ продолжит начислять ему ежемесячные выплаты, но не больше двойного размера социальной пенсии по старости.
Также с 1 января не придется платить НДФЛ на дополнительные пенсии, которые человек накопил в негосударственном пенсионном фонде не для себя, а для членов семьи и близких родственников. Раньше выплаты из НПФ освобождались от налога только в том случае, если клиент копил для себя. А когда он заключал договор в пользу любого другого человека, из этих пенсий вычитали 13%.
С этого года подоходный налог не придется платить супругам, родителям, детям, в том числе усыновленным и находящимся под опекой (попечительством), дедушкам, бабушкам и внукам.
— Еще одно из широко анонсированных нововведений этого года — слияние Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Что эта реформа означает для приморцев?
— Да, с 1 января 2023 года Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) объединились в один Социальный фонд России. Теперь людям станет проще получать выплаты и пособия. Раньше во многих случаях приморцам приходилось обращаться сразу в оба ведомства: например, люди с инвалидностью оформляли пенсию через ПФР, а компенсации за протезы — через ФСС. Сейчас ходить по разным инстанциям не придется. Кроме того, помимо услуг, которые раньше предоставляли ПФР и ФСС, в Социальном фонде России будут оформлять и новые, например, единое пособие для семей с низкими доходами в связи с рождением и воспитанием ребенка.
— Вы уже упомянули тему налогов, ждет ли нас еще что-то новое в этой сфере?
— Да, платить налоги теперь будет проще. С 1 января компании могут отправлять все налоги и взносы государству одним переводом. Если делать это через личный кабинет на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС) или бухгалтерскую систему организации, можно сразу посмотреть, сколько налогов начислено, и ввести общую сумму. Остальные реквизиты подтянутся автоматически. В сервисе «Уплата налогов и пошлин» достаточно указать лишь ИНН компании, КПП и сумму. Деньги придут на единый счет налогоплательщика, а дальше ФНС сама распределит сумму по видам налогов. Подробнее о новых правилах оплаты можно узнать на сайте налоговой.
-С компаниями понятно, а что в сфере финансовых услуг поменяется в лучшую сторону для жителей Приморья?
— Приморцам теперь станет проще разбираться в некоторых видах финансовых продуктов. С 1 апреля страховые компании будут обязаны предоставить человеку специальную короткую и ясную памятку о страховке, прежде чем продать полис. В таком паспорте продукта должно быть четко прописано, какие риски застрахованы, а в каких случаях возмещение не предусмотрено; какие документы и в какой срок нужно предоставить страховщику, чтобы получить выплату. В памятке также должно быть напоминание, что расторгнуть договор с минимальными потерями можно в период охлаждения. В большинстве случаев он длится 14 дней с момента покупки полиса. Из суммы возврата вычтут плату только за те дни, которые страховка работала.
Если клиент обратится в офис страховой компании или ее агента, сотрудники должны выдать ему памятку на бумаге. Когда договор оформляется через сайт или приложение страховщика, паспорт продукта будет в электронном виде. Но в любом случае человек должен увидеть памятку до того, как подпишет новый договор страхования или продлит уже действующий. Если документ ему не покажут, он будет вправе отказаться от полиса и вернуть часть денег за оставшийся срок страхования и после периода охлаждения.
— Мне казалось, что правило про паспорт продукта уже работает?
— Сейчас компании и их агенты должны предоставлять паспорта продуктов только при заключении договоров инвестиционного и накопительного страхования жизни, а также страхования жизни и здоровья заемщика при оформлении кредита. С апреля это будет обязательно для всех видов добровольных страховок. Короткая памятка поможет сразу обратить внимание на основные условия страхования и сравнить предложения разных компаний, но она не заменяет собой договор — его в любом случае тоже необходимо внимательно изучить до подписания.
То есть, не все нововведения этого года уже начали работать? Какие-то изменения в финансовой сфере мы почувствуем позже?
Да, например, с 1 июля этого года микрофинансовые организации (МФО) не смогут начислять по новым займам сроком до года больше 0,8% от суммы долга в день. Общая переплата, включая проценты, комиссии, штрафы и неустойки, не превысит 130% от размера займа. Сейчас ставки по краткосрочным ссудам достигают 1% в день, а максимальная переплата — 150%. Для спецзаймов размером до 10 000 рублей на срок до 15 дней лимиты тоже поменяются. Со второго полугодия 2023 года МФО смогут начислять не больше 1% от выданного спецзайма в день (сейчас 2%), а предельная сумма процентов и комиссий не будет выше 15% (пока 30%).
Еще одна хорошая новость в этом году ждет автолюбителей. С 15 июля станет необязательно ездить в офис страховой компании, чтобы получить выплату или направление на ремонт по ОСАГО. Уладить вопрос дистанционно можно будет, если участники аварии оформят ДТП по европротоколу и пострадавший подаст заявление на возмещение через портал «Госуслуги».
Для нас в Приморье важно, чтобы дистанционные услуги были еще и физически доступны, особенно это актуально для отдаленных территорий края. Дальневосточное главное управление Банка России продолжит работу по повышению финансовой доступности?
Вы правы, получать финансовые услуги дистанционно можно только при стабильно работающем интернете, от него зависит и возможность безналичной оплаты товаров и услуг, других операций по банковским картам. По последним данным, сейчас стабильная интернет-связь есть в 82% населенных пунктов края, более 90% охвачены мобильной интернет-связью. Конечно, мы вместе с участниками Рабочей группы по повышению финансовой доступности при Правительстве Приморского края стремимся, чтобы доступ к финансовым услугам имел каждый приморец. В дорожную карту по повышению финансовой доступности в крае на 2023 год включены мероприятия по повышению качества интернет-связи в населенных пунктах, где уровень финансовой доступности еще недостаточный.
Но замечу, что даже там, где скорость передачи данных позволяет пользоваться финансовыми услугами дистанционно, этому зачастую мешают ментальные барьеры. Мы выезжаем в отдаленные населенные пункты края, чтобы лично проверить качество интернет-связи, наличие возможности оплатить товары и услуги по карте, а при отсутствии банкомата — снять наличные на кассе магазина или на почте. Как правило, условия для этого есть, но предприниматели не спешат внедрять оплату товаров и услуг через POS-терминалы или с помощью QR-кода, а многие сельчане по-прежнему больше доверяют наличным. Очень важно, чтобы люди не боялись пользоваться доступными им финансовыми услугами и при этом делали это грамотно и безопасно. Много полезных материалов на тему финансовой грамотности есть на информационно-просветительском ресурсе Банка России Fincult.info.