Вспоминая школу юнг

В марте этого года в «Находкинском рабочем» была опубликована статья «Юность, одетая в тельник» о рыбопромысловой морской школе юнг, которая открылась в Находке в далеком военном 1944 году и готовила кадры для рыбной промышленности края и Дальнего Востока. Публикация появилась благодаря исследовательской работе краеведа Людмилы ЭЙСВАЛЬД и вызвала множество откликов наших читателей.

Так появились новые факты из жизни школы, стали известны имена людей, мальчишками прошедших трудные, холодные, а порой голодные годы обучения и ставших специалистами отрасли, посвятивших (порой без остатка) свою жизнь морю. Вот и недавно воспоминания о школе юнг предоставил редакции бывший работник БАМР, почетный радист СССР, почетный работник рыбного хозяйства Российской Федерации Валерий Владимирович ЧЕРНИКОВ.

Мое знакомство с мореходной школой состоялось так. Младшая сестра моей мамы Нина Александровна со своей семьей переехала в 1947 году из Барнаула в бухту Находка. Жили они на улице Седова в доме № 10. Муж тёти Нины дядя Костя работал сначала каменщиком в строительном управлении, строил дома на улице Московской. В 1949 году они прислали нам письмо, в котором было сообщение, что мореходная школа юнг делает первый набор на штурманов малого плавания. Мой старший брат Юрий, которому не было еще и 16 лет, болел морем и родители отпустили его в Находку. Приехал, поступил, начал учиться. Потом прислал первую фотографию в морской форме — на голове бескозырка, брюки и фланелька, красивый гюйс. Но в его письмах было много тоски по родным, а нас дома ещё оставалось два брата. В конце концов, родители решили тоже поехать в Находку. Жили мы в это время на железнодорожной станции Тальменка под Барнаулом.

В декабре 1949 года выехали поездом и прибыли в Находку вечером 6 января 1950 года. Морозным утром следующего дня с улицы Седова перед нами открылась часть бухты Находка, которая вся была во льду. В затоне, где затем построили морвокзал и Дальтехфлот, стояли старые ржавые суда, а на противоположной стороне бухты Находка у берега стояли вмерзшие в лед подводные лодки.

В конце января родители устроились на работу в мореходную школу юнг: папа – мастером производственного обучения в механические мастерские, а мама — швеёй в мастерскую. Отец был хорошим шофером. Войну начал в 1941 году под Москвой, затем — Сталинград, и закончил войну в апреле 1945 года под Кенигсбергом, где был тяжело ранен в правую ногу. Так всю войну и прошел за баранкой, на колесах. Вернулся домой только в декабре 1945. Начал работать в леспромхозе водителем лесовоза, но раненая нога давала о себе знать и поэтому пришлось работу водителя оставить.

Вот и приехали в Находку искать новой доли. И не ошиблись. Получили мы комнату с кухней в бараке № 3 на первом участке «Рыбстроя», жили хорошо, дружно. Работы в мореходной школе было много, особенно у мамы. Форма одежды, которая поступала для юнг, была разнокалиберной и маме постоянно приходилось перешивать ее и подгонять мальчишкам по росту.

Главной достопримечательностью мореходной школы была баркентина «Юнга». Кроме неё имелись три деревянных кавасаки №№ 3, 6, 9, деревянный сейнер и средний рыболовный траулер немецкой постройки. Старший брат Юрий попал на «Юнгу» осенью 1951 года, когда он уходил на отстой в Николаевск-на-Амуре. Так как подводная часть баркентины была обита медными листами, то ежегодно на зиму её должны были ставить в пресную воду с целью очищения днища от ракушек. Весной 1952 года баркентина вернулась домой в Находку, и сколько же было радости у нас, у пацанов, когда она вновь стала к берегу в нашей маленькой бухте на первом участке!

Эта бухточка была изумительна, с низкими земляными берегами, и мы здесь постоянно купались. А плавать нас учили юнги. Сбросят с берега в воду — и выбирайся сам, ну а если не сможешь с первого раза, тебе помогут, но в следующий раз ты опять пойдешь в воду. На берегу был отличный стадион, единственный и лучший в городе. Все соревнования проводились у нас. С восточной стороны даже были установлены скамейки для болельщиков. В памяти моего детства остались хорошие футболисты мореходной школы: Дмитрий АНТОШКИН, будущий старший механик, и Юрий Максимович ПРАВДИВЕЦ, моторист. Оба всю жизнь затем проработали в Находкинской БАМР. Тренером футбольной команды был ФЕДЧЕНКО, имени и отчества, к сожалению, не помню.

Когда «Юнга» пришел из Николаевска-на-Амуре домой весной 1952 года, к нему было приковано внимание жителей по той причине, что на корме в клетке сидел орёл, а по палубе бегал маленький медвежонок. Юнги — народ весёлый, они научили медвежонка лазить по вантам за кусочком сахара. Зрелище для малышни было лучше, чем в цирке.

Как красиво под парусами баркентина «Юнга» приходила в бухту Новицкого (где был лучший городской пляж) по воскресеньям в солнечные летние дни! Это было незабываемое зрелище. Из экипажа «Юнги» мне запомнились дядя Миша КОМАРОВ, боцман, и Иван Фомич ГРОХОТОВ, кок. Дядя Миша жил в торце нашего барака, своими руками сделал ялик (маленькую килевую двухвесельную лодку) и иногда позволял нам походить на ней по бухте. А с Иваном Фомичем мне через несколько лет довелось работать на БМРТ «Амурск», кок он был отличный.

Со стороны жизнь в мореходной школе казалась нам очень интересной. Был свой большой клуб в форме буквы «Г» и располагался он на косогоре. В одной его части был кинозал, где юнгам один раз в неделю после обеда демонстрировали бесплатно кинофильмы, а во второй половине — хороший спортзал.

Недалеко от клуба была танцевальная площадка, мечта всех девушек Находки, которые приходили даже с Пади Ободной. Танцевали под духовой оркестр. Он был гордостью мореходной школы, командовал им капельмейстер МЕЗЕНЦЕВ. После танцев наши девушки расходились по домам с песнями. Можно было слушать без конца, как красиво пели сестры КИСЕЛЕВЫ, КАЗАКОВЫ, ГЛАЗАТКИНЫ, ЕРЕМЕЕВЫ, КРАПИВИНЫ, ДЕМЕНТЬЕВЫ, РАЗОРЕНОВЫ, РОМАШКИНЫ, ЕВСТРАТЕНКО, Таисия ТЕЛЕГИНА, Лариса КАМБАЛИНА и другие.

На противоположной стороне долины стояло восемь бараков. В 1949 году в школе был произведен первый набор на отделение штурманов малого плавания, до этого выпускали только судоводителей для судов водоизмещением до 200 регистровых тонн. Параллельно с судоводителями мореходная школа готовила судовых механиков – дизелистов 3 разряда и радистов. Большинство радистов, выпускников мореходной школы, работало на судах УАМР ( в дальнейшем БАМР).

Всех трудно запомнить, но есть люди, с которыми часто приходилось сталкиваться по работе и по жизни, и поэтому они остаются в памяти надолго. Вот их имена: Николай Васильевич КОЗЛОВ, Леонид Иванович ХОДЫКО, Вячеслав Иванович ВАСИЛЕНКО, удостоенные звания «Почетный радист СССР», начальники радиостанций Николай Николаевич КУШНИР, Иван Дмитриевич КРИКСУНОВ, Александр Петрович УШАКОВ и многие другие, всю жизнь проработавшие на судах рыбопромыслового флота Находкинской БАМР.

Из руководства мореходной школы запомнились начальник Иван Иванович ГАМЗИН, его заместитель Николай Иосифович ГЛАДКИХ. Преподаватели – АШИХМАН, МЕДВЕДЬ, БОБРИК Виталий Павлович, ЧЕРНОВОЛ Алексей Павлович. В 1955 году прибыл молодой специалист Анатолий Иосифович ТИКУНОВ, они с женой и сыном поселились в нашем бараке. В 1960 году ТИКУНОВ был назначен начальником вновь открытого радиотехнического отделения Дальневосточного мореходного училища, в 1965 году — начальником Владивостокского рыбопромышленного колледжа. Помню воспитателей (командиров рот) – братьев Ивана Борисовича и Михаила Борисовича ЕВСТРАТЕНКО (мы жили в одном бараке), Николая Мефодьевича БОРВЕНКО, мастера производственного обучения Марка Антоновича БОЙКО.

Очень много можно рассказывать про мореходную школу юнг, про первый участок «Рыбстроя», где она находилась, про жителей нашего участка тех далеких 50-х годов, жизнь которых была связана сначала с этой школой, со строящимся рыбным портом, а затем с 1954 года — с УАМР, и с 1957 года — с Приморским судоремонтным заводом.

Какую роль сыграла мореходная школа юнг в жизни молодежи? В семье КОЗЛОВЫХ два брата Николай и Валентин стали начальниками радиостанций, старший окончил мореходную школу, а младший — Дальневосточное мореходное училище (оно было создано на базе Находкинской рыбопромысловой мореходной школы, Владивостокского мореходного училища и Комсомольской-на-Амуре рыбопромышленной школы). Братья Юрий АМОСОВ и Владимир КОТОРОВ работали капитанами, старший также закончил мореходную школу, младший – ДМУ. Сыновья Ивана Ивановича ГАМЗИНА Юрий и Геннадий были старшими механиками. Сын заместителя начальника школы Николая Иосифовича ГЛАДКИХ Иосиф Николаевич стал капитаном.

В моей семье ЧЕРНИКОВЫХ из трех братьев старший Юрий окончил мореходную школу в 1952 году – капитан, второй Георгий, выпускник 1957 года, – старший механик, я окончил ДМУ в 1964 году, стал начальником радиостанции, наш племянник Олег учился в ДМУ – старший механик. В семье АЛЛЕГДИНОВЫХ один из братьев Борис окончил мореходную школу – механик. Геннадий ВОЛЬНЫХ – старший механик, его брат Вячеслав – капитан. Сын Геннадия ВОЛЬНЫХ Евгений Геннадьевич — механик, в настоящее время руководит судомеханическим отделением Дальневосточного мореходного училища. Можно назвать много фамилий ребят, которые свою трудовую жизнь посвятили морю. Девушки нашего участка вливались в коллективы сетепосадки УАМР, в пошивочную мастерскую и ателье на улице Лермонтова, в бухгалтерию нашего Рыбкоопа, который тоже находился у нас на первом участке.

 

Валерий ЧЕРНИКОВ, житель первого участка «Рыбстроя» с 1950 года
Запись опубликована в рубрике Страницы истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.