«Высок Парнас и чист его родник…»

400В седьмой раз собрал литературный клуб «Элегия» детей на свой ставший уже традиционным конкурс «Путь на Парнас».
160 учеников из 15 школ Находкинского городского округа состязались в искусстве декламации, актерском мастерстве, знании произведений литературы. Торжественное награждение юных чтецов-победителей состоялось в «Элегии».

401Дети и педагоги с готовностью приняли предложение участвовать в этом большом и очень интересном конкурсе. Одна его часть под названием «Город, повенчанный с морем» была организована для учеников первых-восьмых классов и посвящалась творчеству местных поэтов и писателей. Участникам предлагалось самим выбрать, выучить, а затем выразительно и артистично прочесть стихи и прозу о Находке и Приморском крае. Декламаторам пришлись по душе овеянные романтикой прошлых лет произведения Геннадия ФОКИНА, Михаила ГУТМАНА, Георгия БЕЗГЛАСНОГО, Ирины ЛАРИНОЙ, Геннадия БОГДАНКЕВИЧА, Татьяны ГОЛОМАЗОВОЙ, Михаила ДЕРБЕНЕВА, Константина СИТАРЬ и многих других.
С каждым прочтением все отчетливее в небольшом зале литературного клуба чувствовались рабочий ритм молодого города, гул портов, запах моря и та неповторимая атмосфера далеких лет, которая вдохновляла поэтов на такие замечательные стихи. А современные дети смогли поэтическим слогом рассказать, какой была прежняя Находка – город, по образному выражению Геннадия ФОКИНА, повенчанный с морем.
Жюри конкурса оказалось в затруднении. И хотя победители все же были определены, без призов и наград решили никого не оставлять.
В возрастной категории 1-2 классы первое место разделили Аня БЫКОВА и Алёна ВОЛКОВА (шк. № 14). Среди учащихся 3-4 классов сразу трое заняли первое место – Алевтина ПАНАСЮК, Руслан ВДОВЧЕНКО (шк. № 22) и Татьяна КОЗЛОВА (шк. №18). В категории 5-9 классы первое место заняли Мария РАК, Антон Ю (шк. № 17), Татьяна САШКО (шк. № 14), Елизавета МАРЧУК (шк. № 19).
Особенно хотелось поддержать самых юных участников, которые делают только первые шажки на пути к Парнасу. Именно поэтому на вторых и третьих местах оказалось по нескольку декламаторов. Не остались без внимания школьники, получившие поощрительную награду «Лучший чтец».
Но не только чтением стихов покорили ребята организаторов и жюри. Удивительно точное знание текста, отличную память продемонстрировали участники, выступавшие в номинации «Проза». Пятиклассница школы №14 Ирина ШИШКАРЕВА без единой запинки, выразительно прочла отрывок из книги Любови СМИРНОВОЙ «Переселенцы».
С замиранием сердца, в полнейшей тишине все слушали отрывок «Загадка Сестры» из повести Станислава КАБЕЛЕВА «Мы – вулканов сыны» в исполнении ученицы четвертого класса этой же школы Наташи ШАХВАТОВОЙ. Обе девочки заняли призовые места, а Наташе достался авторский подарок от Станислава Владимировича — его книга «Город легенд и драконов».
Все участники конкурса юных декламаторов получили в качестве призов книги находкинских авторов: Юрия МЕРИНОВА, Юлии КОРОЛЁВОЙ, Анны ТАРАБРИНОЙ, Виктора ФЕДОРОВА, детского писателя Владимира ЯНОВА, а также литературно-исторический альманах «Находка».
Во второй части конкурса «Путь на Парнас» под названием «Литературный калейдоскоп» принимали участие уже ребята постарше. Свои команды представили школы №№ 8, 18, 27, «Лидер-2» и ДМУ. Им предстояло ответить на вопросы викторины по книге Виктора ФЕДОРОВА «Тихоокеанские каникулы», изобразить живые картины: обязательную – «Опять двойка» и на выбор – «Сватовство майора», «Неравный брак» и «Бурлаки на Волге».
Среди заданий были художественное чтение отрывка из повести А. С. ПУШКИНА «Дубровский», декламация стихотворения местного автора о Находке, а также – собственного произведения.
Открыло состязание команд выступление актеров православно-театральной студии «Образ», руководит которой Раиса БАУКОВА. Алёна ТЕН и Григорий БУЗДАЛИН разыграли сценку по произведениям Сергея ЕСЕНИНА «Не ходи ты ко мне под окно» и Михаила ЛЕРМОНТОВА « Я горд! Прости!». А Ульяна ПОПЛАВСКАЯ прочла прозу Эриха РЕМАРКА «Искусство звучащего слова». Это был подарок участникам от школы №19 «Выбор».
К сожалению, конкурсанты недооценили важность первого задания – викторины – и не смогли правильно ответить на все вопросы, что повлекло снижение баллов. Интереснее, конечно, было изобразить живую картину. Надо отдать должное не только тем ребятам, которые смогли воссоздать образы и обстановку, изображенную на картинах знаменитых художников, но и «экскурсоводам», которые профессионально описали каждый персонаж, рассказали об истории возникновения замысла живописцев, их художественных приемах. Особенно хорошо это получилось у Ирмы КАРНАУХОВОЙ из школы № 18.
Замечательно читали участники «Литературного калейдоскопа» отрывок из повести «Дубровский». Илье БЕЛОВУ из школы № 27, Виктору КУЛЕШОВУ (ДМУ) и Ирме КАРНАУХОВОЙ (шк. №18) это мастерски удалось сделать по памяти.
По итогам конкурса первое место в «Литературном калейдоскопе» заняла команда школы №18, второе – ДМУ, третье разделили школа № 8 и «Лидер-2». Лучшими декламаторами признаны: Ирма КАРНАУХОВА (шк. №18, девушка завоевала награды во всех номинациях), София КОСМАКОВА (шк. № 27), Анастасия СТЕПАНОВА (шк. № 18), София ЗУБОВА (ДМУ).
История проведения подобных конкурсов уходит в далекое прошлое, когда литературный клуб «Элегия» располагался на Приморском СРЗ. У него были подшефные школы, и состязания на знание произведений писателей, поэтов и художников проводились там регулярно. Уже несколько лет, как эта традиция обрела вторую жизнь. В Находке уже прошел седьмой конкурс «Путь на Парнас». Прежние были посвящены Великой Отечественной войне, комсомолу, произведениям местных авторов, памяти учителя Валентины ДУДКИНОЙ, 80-летию Геннадия ФОКИНА. Дети ставили спектакли по произведениям русских классиков.
Необходимо отметить, что большую помощь клубу «Элегия» в проведении конкурса «Литературный калейдоскоп» оказали Центральная библиотечная система, ее директор Ирина НИКИФОРЕНКО, заведующая методическим отделом Светлана АЛЕКСЕЕВА. Для конкурсантов был не только предоставлен зал, но и обеспечено мультимедийное сопровождение.
— Значение этих мероприятий для подрастающего поколения невозможно переоценить, — считает руководитель клуба «Элегия» Дина УСАТАЯ. — В наше «нечитающее» время, участвуя в конкурсе, дети все равно тянутся к книге, стараются что-то узнать, запомнить. С другой стороны – это большая работа над риторикой. Поэтому на занятиях со школьниками педагогам нужно уделять больше внимания искусству декламации и актерскому мастерству. Для детей это еще и праздник, который дарит хорошее настроение, желание на следующий год снова проявить себя. И мы, шаг за шагом поднимаясь на Парнас, ждем новые таланты.

Елена СТАСИНСКАЯ
Запись опубликована в рубрике Культура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.