Защищенная перевалка: цель близка

ОАО «Терминал Астафьева» оказалось одной из первых находкинских портовых компаний, кто выполнил все требования, указанные в поручении президента России о переходе на защищенную перевалку угля.
Пионер закрытой перевалки
Получив соответствующие указания, администрация «Терминала Астафьева» незамедлительно включилась в процесс внедрения на перегрузочном комплексе защищённых технологий, исключающих контакт твёрдого топлива с окружающей средой. Так, с июля прошлого года погрузка угля в трюм здесь производится при помощи телескопической судопогрузочной машины Telestak, что исключает малейшую возможность просыпания груза или пыления.
Наравне с этим около трёх месяцев назад стивидоры ввели в эксплуатацию современную конвейерную линию также закрытого типа, изготовленную по индивидуальному заказу ОАО «Терминал Астафьева» в Республике Корея компанией UtilTech. Изучение специалистами терминала методов работы аналогичных производств в Японии и Республике Корея показало, что использование в процессе перевалки конвейерной линии закрытого типа и судопогрузочной телескопической машины позволяет исключить любой контакт угля с окружающей средой при его перемещении по территории терминала либо погрузке в трюм судна. Более того на всем протяжении закрытой конвейерной ленты машины установлена ветрозащита, система пылеулавливания и пылеподавления.

Перед вами металлические профили, которые выполнены из облегчённого металла алюминия, благодаря чему значительно снижается нагрузка на несущие конструкции. Вместе с тем профили обладают высокой прочностью, долговечностью и надёжностью.

Наравне с вышеперечисленными мерами по пылеподавлению и пылеулавливанию на производственной площадке терминала регулярно работает 19 туманообразующих пушек. Система активного пылеподавления эффективно сочетает в себе работу снежных и водяных, стационарных и мобильных установок, — рассказал исполнительный директор ОАО «Терминал Астафьева» Александр ГАНИН.
Крытый навес — по испанской технологии
Следующим этапом в реализации программы защищенной перевалки станет строительство закрытой зоны над местом выгрузки угля из вагонов и возведение крытых складов хранения. С этой целью принято решение воплощения в жизнь совместного проекта с испанской компанией Gaptek. В адрес угольного порта уже поступила первая партия металлических конструкций из Барселоны. В ближайшее время испанские специалисты приедут в Находку и приступят к шеф-монтажу сооружения первой очереди. Это будет крытый навес высотой 28 метров, который построят на самом запылённом участке терминала — над зоной выгрузки угля из железнодорожных вагонов и четырьмя временными хранилищами.
В практике испанских строителей это далеко не первое крытое сооружение. С вводом в работу нового навеса доля угольной пыли на терминале, которая и без того максимально минимизирована, ещё существенно уменьшится, — рассказал заместитель начальника по эксплуатации перегрузочного комплекса ОАО «Терминал Астафьева» Борис ЛОМАЕВ.
Для надежности — мощная система аспирации
Кроме зоны разгрузки вагонов, навес накроет дробильно-сортировочный участок, где производится измельчение крупных кусков угля до необходимой фракции и который является самым запылённым местом предприятия. Согласно проекту, здесь будет установлена более мощная система аспирации, предназначенная для удаления мелких сухих частиц из-под транспортно-технологического оборудования и рабочей зоны методом засасывания их потоком воздуха в трубопровод, а затем в фильтровальный участок с последующей утилизацией. Подобного навеса сегодня нет ни у кого из находкинских стивидорных компаний.

Мы предприняли ряд мер по усилению охраны окружающей среды. К примеру, периметр предприятия полностью ограждён двухуровневым контуром пылеветрозащитных экранов. С тыловой стороны производственной площадки их высота достигает 22 метра, со стороны моря — 25. А общая площадь защитных экранов уже выросла до 21,5 тысячи квадратных метров.

— Реализуя программу по защите окружающей среды, добились многого в решении этой проблемы. В зимний – самый ветреный период года — пришлось временно отказаться от дробления угля и таким образом снизить потоки угольной пыли. Сейчас вы видите у причала японский сухогруз типа «Панамакс», который встал под погрузку углём. Судно сошло со стапелей одной из японских верфей в начале нынешнего года. Это его первый рейс и первый заход в Находку. Китайский сухогруз Ocean Legend (порт приписки Гонконг), дедвейтом 70 тысяч тонн, имеет семь трюмов и 13 метров осадки. Он возьмёт на борт примерно 32 тысячи тонн твёрдого топлива. Одним словом, предприятие изо дня в день работает в обычном режиме, решая как производственные, так и экологические задачи, — отметил Александр ГАНИН.
Во время пребывания на «Терминале Астафьева» группа журналистов встретилась с представителями японского концерна «Марубени», которые с деловым визитом в этот день находились в стивидорной компании. Один из них поделился своими впечатлениями от рабочей командировки.
— Последний раз был на «Терминале Астафьева» лет пять назад. За эти годы здесь многое изменилось в плане экологической безопасности. У нас есть ряд конкретных предложений по сотрудничеству с терминалом, обсудим их детально. Надеюсь, наше сотрудничество поможет «Терминалу Астафьева» стать одним из лучших портов на Дальнем Востоке, — сказал собеседник.
Конечно, если сравнить, какой складывалась общественная дискуссия вокруг «Терминала Астафьева» в начале перевалки угля и сегодня – прогресс очевиден. Компания из года в год предпринимает новые шаги по улучшению ситуации с угольной пылью, регулярно закупая современное, более сложное и дорогостоящее технологическое оборудование, старается выполнить все предписания контролирующих и надзорных органов. В итоге это отражается на экологической безопасности населения, в первую очередь, мыса Астафьева и города в целом. Это, кстати, подтвердил и дальневосточный транспортный прокурор Виталий КАПЛУНОВ на одном из недавних совещаний, когда подводил итоги работы своего ведомства по выявлению нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, и отметил, что за последние три года стивидорные компании Находки значительно увеличили вложения в мероприятия по пылеподавлению, и это принесло видимые результаты.

Владимир ФЕДОРОВ

Запись опубликована в рубрике Экология. Добавьте в закладки постоянную ссылку.