Максим ИЛЮЩЕНКО: Жить приятно без долгов

Находкинское отделение «Дальэнергосбыта» в последний месяц года усиливает работу по взысканию дебиторской задолженности с недобросовестных потребителей. Что ожидает должников в преддверии новогодних праздников? И что необходимо сделать, чтобы перейти из разряда неплательщиков в добросовестные потребители? Об этом нашему корреспонденту рассказал начальник Находкинского отделения филиала ПАО «ДЭК» — «Дальэнергосбыт» Максим Илющенко.


— Максим Викторович, несмотря на то, что мы с завидной периодичностью обсуждаем проблему неплатежей населения, она все так же остается актуальной для Находки. Как вы думаете, почему так происходит?
— К сожалению, некоторые наши сограждане считают, что электроэнергия в их жилье будет всегда. И поэтому они уверены, что можно заплатить завтра или через месяц. Причем такого мнения придерживаются как социально неблагополучные, так и вполне состоятельные граждане. Ежемесячно изучая списки неплательщиков, встречаю одни и те же фамилии.
Ряд должников имеют постоянный и хороший доход, но расплачиваться за предоставленную электроэнергию они не торопятся. Люди не замечают своих долгов за потребленные энергоресурсы, когда в доме есть свет, и даже не задумываются, что его может и не быть.
— Но чаще эта позиция подводит и происходит это в самый неподходящий момент – должник приходит домой, а света нет.
— Как ни странно, но многие наши должники именно так и описывают данную ситуацию. Хотя знают, что за ними числится долг. Мы не раз их об этом предупреждаем: звоним, направляем уведомления о возможном отключении, предлагаем оплатить долг.
— То есть предварительная работа ведется?
— Конечно. Работа с дебиторами производится строго в соответствии с действующим законодательством. На первом этапе мы предупреждаем потребителя об имеющейся задолженности по телефону, когда долг достигает уровня двух нормативов потребления, уведомляем должника о возможном отключении. Кстати, в этом году была значительно упрощена процедура уведомительной работы о предстоящем ограничении.
С января мы получили право предупреждать должника о планируемом ограничении ресурса по телефону, СМС, электронной почте и в счете на оплату электроэнергии. Если в течение 20 дней после предупреждения о планируемых ограничениях   долг не будет погашен, мы вправе отключить жилье должника от электроэнергии. Для сравнения: ранее процедура ограничения могла быть проведена только в случае получения на руки уведомления за 20 дней, а также повторного уведомления за 3 дня до введения ограничений.
— Думаю, это самая непопулярная мера. А сколько ваших потребителей ощутили ее на себе в этом году?
— За 11 месяцев 2017 года мы приостановили подачу электроэнергии в дома и квартиры почти шести тысяч должников, суммарный долг которых превысил 138 миллионов рублей. Треть отключенных тут же вспомнили о своем долге и погасили его, оплатив более 35 миллионов рублей. Еще 50 должников заключили соглашения о реструктуризации.
Отмечу, что ограничение электроснабжения – вынужденная мера. У нас нет задачи отключить должников во что бы то ни стало. Действия компании в первую очередь направлены на получение оплаты за потребленную электроэнергию для того, чтобы своевременно и в полном объеме рассчитываться с предприятиями – производителями электроэнергии и сетевыми организациями, доставляющими ее до потребителей.
— Но есть и такие граждане, которые даже после отключения не спешат оплачивать долг, а самовольно подключаются. Вы пресекаете подобные действия должников?
— Конечно. Наши агенты по сбыту энергии постоянно проводят проверку ранее отключенных потребителей. В случае самовольного подключения они принимают меры по повторному отключению. Причем эти меры могут быть технически реализованы гораздо жестче для того, чтобы воспрепятствовать повторным попыткам подключения.
Помимо этого мы направляем заявления в правоохранительные органы о привлечении нарушителя к административной и уголовной ответственности. К тому же стоит помнить, что самовольные манипуляции граждан, связанные с попыткой подключиться к сети, сопряжены с риском для жизни.
— Максим Викторович, но помимо отключения электроэнергии должнику, вы еще можете обратиться в суд, чтобы востребовать долг.
— Да, мы активно ведем претензионно-исковую работу в отношении должников. Ежемесячно наши юристы направляют в суд более 400 исковых заявлений. Так, в этом году нами было направлено около 4 тысяч исков на сумму 54 миллиона рублей. Большая часть из них уже рассмотрена в суде. Стоит отметить, что в 100% случаев суд остается на стороне ПАО «ДЭК».
И здесь срабатывает довольно простой механизм: мы поставили продукт, будьте добры за него заплатить. Никто же не выдает в магазинах бесплатно хлеб или молоко.Чтобы не иметь неприятностей с законом, многие потребители предпочитают рассчитаться с энергетиками до вынесения судебного решения.
Но если суд все-таки состоялся и должник не спешит гасить долг, то исполнительные листы направляются в Федеральную службу судебных приставов-исполнителей. Они уже взыскивают задолженность всеми возможными способами: могут наложить арест на заработную плату, пенсию, стипендию, банковские счета, имущество должника, запретить оформление документов на автотранспорт и недвижимость, вынести постановление о запрете выезда за пределы Российской Федерации. Также по закону «Об исполнительном производстве» помимо запрета выезда должники не имеют права на получение загранпаспорта.
В этом году благодаря комплексу мер, примененных к недобросовестным абонентам, должники оплатили свыше 360 миллионов рублей.
— А насколько должен быть велик долг, чтобы человеку запретили пересекать границу Российской Федерации?
— Сегодня законодательством определена величина задолженности не менее 30 тысяч рублей. К слову сказать, таких потребителей у нас более 1439 тысяч. В отношении 180 из них в этом году в службу судебных приставов были направлены исполнительные листы с ходатайством о запрете на выезд за пределы страны. На сегодняшний день 97 должников уже внесены в «черный список».
Кстати, о том, что вам запрещено выезжать за границу России вы узнаете лишь на пункте пропуска, когда будете стоять с чемоданами на паспортном контроле. Замечу, туристические компании в таких случаях деньги за неиспользованную путевку не возвращают. Так что, решив провести новогодние праздники за границей, проверьте, не числится ли за вами долг, а то ваш долгожданный отдых и настроение будут испорчены.
— Ну а что делать, если накопилась большая задолженность, но нет возможности сразу погасить всю сумму?
— Если по каким-то причинам абонент не может единовременно погасить всю сумму долга, мы предлагаем ему заключить соглашение о реструктуризации задолженности. Заключить данное соглашение наши абоненты могут по адресу: Находка, ул. Верхне-Морская, 6А. При заключении соглашения о реструктуризации подход к каждому потребителю индивидуальный.
Но, как правило, необходимо внести первоначальный взнос в размере 50%. Срок погашения долга также оговаривается индивидуально. Обычно реструктуризация оформляется на срок от 2 до 9 месяцев. При этом обязательным условием является оплата текущего энергопотребления. В этом году нами было заключено 76 соглашений о реструктуризации задолженности на общую сумму более 2,7 миллиона рублей.
— Из всего вышесказанного можно сделать только один вывод: не стоит затягивать с оплатой потребленной электроэнергии, тем более существует масса способов заплатить за свет, и один из них позволяет оплачивать квитанции ПАО «ДЭК» не выходя из дома. Расскажите об этом способе оплаты.
— Действительно, Дальневосточная энергетическая компания уже несколько лет предоставляет своим потребителям услугу «Оплата электроэнергии через Интернет». Данная услуга была внедрена с целью улучшения качества обслуживания наших клиентов – физических лиц и призвана максимально облегчить процедуру оплаты потребленной электроэнергии.
Воспользоваться услугой могут абоненты — держатели пластиковых карт систем VISA, Mastercard и «Мир».
В этом году мы разработали новую услугу по оплате электроэнергии через мобильное приложение «Личный кабинет ПАО «ДЭК».
— Как вы думаете, кому из ваших клиентов будут интересны данные сервисы?
— Тем, кто привык экономить свое время, ведь теперь на всю процедуру оплаты уходит всего несколько минут. Не надо специально идти в банк или почтовое отделение, выстаивать там очереди. Для того чтобы произвести оплату, необходимо только иметь компьютер, смартфон либо какое-то другое устройство (коммуникатор, планшет) с доступом в интернет и пластиковую карту.
— Сегодня мы с вами поговорили о различных санкциях, которые энергокомпания применяет к должникам, а как вы поощряете добросовестных потребителей?
— Для добросовестных потребителей мы ежегодно проводим поощрительные акции.  В прошлом году мы разыгрывали среди наших абонентов путевки в любую страну мира. Годом ранее вручали сертификаты на оплату электроэнергии. Помимо этого 4 года подряд  мы поощряем старших по дому. В этом году мы предлагаем нашим потребителям испытать удачу и выиграть билеты на двоих на новогоднее представление в Приморский «Дельфинарий» или на балет «Щелкунчик». Условия участия в акции просты – необходимо полностью оплатить всю задолженность за потребленную электроэнергию, текущее потребление и рекомендуемый платеж на декабрь.
Вера Рябинина

Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.