Начинали с угля у самого Тихого

…В 70-е годы XIX века на юге Приморья при поддержке царского государства активно развивается частное предпринимательство. На берегу бухты Находка основалась финская фактория, где были кузница, лесопильня, мукомольня.

В акватории было довольно оживленное малое судоходство. На одном из мысов обосновал дачу промышленник Отто ЛИНДГОЛЬМ. Исправно нес службу государственный военный гидрографический пост, основанный в 1864 году. Присматривались к бухте китобои Фридольф Гек и Аким ДЫДЫМОВ.
Объединившись в артели, первопоселенцы ловили рыбу и крабов. В это время активно развивается и Владивосток. С ростом столицы края и строительством транссибирской железной дороги остро обозначилась проблема обеспечения развивающегося региона топливом. Потому императорским указом было предписано найти здесь ближайшие запасы угля. В результате активного проведения разведочных работ в 1888-1894 гг. были вскрыты и начально освоены угленосные месторождения на юге Приморья, в том числе и Сучанские копи.
В 1894 году был проложен основательный колесный путь вдоль реки от шахт Сучана (Партизанск) до бухты Находка и далее по побережью к заливу Святой Ольги, который первоначально был выбран основным пунктом освоения края с моря, и лишь после обследования берегов приоритет был отдан Амурскому заливу. В это же время было обследовано побережье, разведано и определено место под будущий порт и в заливе Америка.
В дальнейшем здесь сложилось наиболее активное освоение береговой полосы. По воспоминаниям старожилов, уже в начале ХХ века на месте нынешнего управления торгового порта располагались китайская харчевня, дом, подворье и сад промышленника Саклина, руководившего на паях с Федором Дерюгиным так называемой «Рыбалкой». Засоленную в бочках рыбу отво-зили торговать во Владивосток на судах «Вьюга» и «Казак Хабаров».
А уголь первоначально на подводах везли от мест добычи на берег к устью реки Сучан, откуда морем доставляли во Владивосток. Особенно активизировалась погрузка угля зимой, когда была надежнее дорога, и собиралось больше крестьян с окрестных селений. Для них это был неплохой приработок в свободное от полевых работ время.
Зимний извоз на Руси – обычное дело, и это прижилось с переселенцами и здесь. В море от берега был вымощен на сваях деревянный пирс, к нему подходили большие лодки, загружались углем и переправляли груз на рейд, где поджидали топливо военные и гражданские суда. Зимой часто погрузка осуществлялась прямо со льда, что грозило по весне провалами под ослабевший лед. Надо думать, дорога, все окрестности и места погрузки – все было черно от угля, как это наблюдается и сегодня в бухте, с одной, может быть, разницей, что тогда это было в меньших количествах.
Мы мало в чем продвинулись с тех пор, разве только что приросли численностью и трудом. Но и тогда многочисленные перевалки груза, необходимость задействовать в перевозках до 400 подвод, большое число возчиков, грузчиков, лошадей – все это сказывалось на значительной стоимости угля.
Поэтому была предпринята попытка строительства узкоколейной железной дороги. Были проведены изыскательные работы, утверждена смета но, увы, бездорожье еще долго служило препятствием развитию этих мест. Дальнейшее развитие угольных рудников по-прежнему задерживалось из-за отсутствия подъездных путей. Первоначально планировавшееся строительство железнодорожной ветки на Находку было отклонено в связи с началом русско-японской войны, когда стала видна уязвимость морских перевозок в порт Владивосток со стороны Японии. Оптимальным тогда был признан план вывоза сучанского угля через перевал на Транссибирскую магистраль, уссурийский участок которой от Хабаровска на Владивосток уже был построен в1891-1897 годах.
В августе 1904 года министерство путей сообщения приступило к строительству железнодорожной ветки от Сучанских шахт к Уссурийской железной дороге. В условиях горного рельефа был выбран вариант смешанной дороги, состоящей из двух участков пути. По ровной местности прокладывалась ширококолейная дорога от Владивостока до нынешней Анисимовки (Кангауз), а через горные перевалы узкоколейная – канатная тяга вагонов с помощью пяти подъемников со стороны Партизанска и трех бремсбергов (устройство для спуска груза в вагонетках по наклонным рельсовым путям с помощью канатной тяги) в сторону Анисимовки.
Несмотря на то что Сучанская узкоколейка проходила по пересеченной гористой местности, имела крутые радиусы и подъемы, которые снижали ее пропускную способность, рудник продолжал развиваться быстрыми темпами и стал ведущим каменноугольным предприятием на востоке страны. Уже с 1906 года отсюда для военных заводов и мастерских Сибири наладили поставку кокса.
Однако транспортная проблема продолжала оставаться сильным тормозом в дальнейшем развитии региона. Сучанская железная дорога, предназначенная исключительно для транспортировки угля, была достаточно сложна по своей конструкции. Грузовое движение по ней шло только в одну сторону – к Владивостоку. В 1908 году вновь поднимается вопрос о необходимости строительства дороги до бухты Находка, однако и этот проект в силу своей дороговизны реализован в тот период не был. Затем неспокойные времена в России и гражданская война на несколько лет остановили развитие территорий.
Лишь в начале 1923 года краевая, уже советская власть поднимает вопрос о строительстве железной дороги от угольных копей Сучана до бухты Находка. Но начавшиеся работы по изысканию железнодорожного пути были прекращены из-за отсутствия средств.
В августе 1923 года Приморье посетил российский «всенародный староста» Михаил КАЛИНИН. Укреплению советской власти в крае придается особое значение. Молодежь вовлечена в политическую борьбу и объединяется в комсомол. В июле 1924 года по тем временам в большом селе Новолитовское тогда еще Ольгинского уезда Приморской губернии собираются активисты комсомола, состоялся митинг революционной молодежи. Из молодых добровольцев создаются части особого назначения (ЧОН) по борьбе с бандитизмом. При Новолитовском волостном исполкоме в сентябре 1925 года проходит кустовой сбор бойцов ЧОНа. На изломе эпох как всегда «расцветает» преступность и с ней любая, вновь организованная власть обязана бороться.
В 1931 году Приморье посещает нарком военно-морских дел Константин ВОРОШИЛОВ. Крепнущее Советское государство уделяет особое внимание развитию Вооруженных сил на Дальнем Востоке. Это говорит о том, что Приморью всегда отводилась роль военного форпоста России.
В 1934 году создается Владивостокское арктическое пароходство Севморпуть. В это же время разработаны проекты лесоэкспортного и угольного причалов в бухте Находка. На фотографии 1930 года можно видеть, что к этому времени здесь был лишь портпункт Владивостокского торгового порта, располагающий лишь деревянным пирсом.
Вместо старой узкоколейки строится ширококолейная железная дорога от станции Кангауз до станции Сучан. В октябре 1938 года Приморье выделено из территории Дальнего Востока в отдельный регион и получает статус края.
С 7 по 10 апреля 1939 года в Приморском крае работает группа ответственных работников из Москвы во главе с секретарем ЦК ВКП(б) А. А. ЖДАНОВЫМ. И в этом же году в бухте Находка положено начало гидротехническим работам. В начале 40-х на стройку по всесоюзному призыву стали прибывать добровольцы со всей страны. Привлечены были к строительству и силы НКВД, использовавшие труд осужденных за различные преступления перед государством. Но Великая Отечественная война 1941 года прервет на четыре года строительство порта.
В 1944 году оно будет возобновлено. Но прошло время, изменились международные отношения, изменилась экономика стран, изменились требования к планам и строительству. 9 января 1947 года выходит приказ министра морского флота «О новой структуре центрального аппарата Министерства Морского Флота СССР». С этого времени пересматривается проект строительства в бухте Находка, предлагается реконструировать и расширить возведение торгового порта.
В этом же году году создается специализированное строительное предприятие «Дальморгидрострой». На базе существовавшего портпункта в Находке в июне 1947 года министерством образован порт второго разряда,с подчинением Дальневосточному морскому пароходству. С началом работы торгового порта в 1947 году здесь были задействованы первые сто метров причалов. Административно Находка уже была «рабочим поселком». В эти же годы от угольных копей Сучана (Партизанска) была проложена железнодорожная ветка, соединившая Находку с Транссибом. С 1952 года Находка значится на картах мира как город-порт…
…Так было, свою долголетнюю трудовую биографию, как и наш город, я начинал с практики электромонтером по кранам во втором районе торгового порта на… угольном причале. Строящийся город, сама жизнь призывали тогда к активности, освоению всех профессий, нужных и важных в морском порту, на стройках микрорайонов, судоремонте. Само время складывалось в пользу деятельных, энергичных людей, решающих задачу счастливой светлой жизни детей и внуков, строящих город для всех.
Знаю многих прошедших с достоинством свой путь, пронесших через всю жизнь свою профессию и рабочее звание. Знаю много примеров, когда к умению и знаниям рабочего трудом, учебой и упорством прирастает основательность, интеллигентность. С ростом людей обязательно растет город. Основой тому слаженный высокопроизводительный труд.
Не всегда, правда, время способствует тому. Нынче другие времена, в умах другие идеи, другой мир. И он тоже активен, до агрессивности напорист, предприимчив, но уже с уклоном пришедших в общество позиций индивидуализма. Но и в этих изменившихся условиях город продолжает, как и люди, жить и взрослеть.
И угольную участь свою город обязательно разрешит в свою пользу. Научится у тех, кто давно сделал в мире перегрузку угля чистой и аккуратной, создаст современную защиту от пыли, сделается интеллигентнее, красивее, чище, но не изменит своему назначению – порт. В моих словах не смирение пред временем частного предпринимательства, в них – надежда на лучшие времена и понимание важности своего места в жизни, значительности и влияния труда и должности своей – рабочий человек на судьбу города и порта…
Николай ТЕРТЫШНЫЙ,
писатель

Запись опубликована в рубрике Страницы истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.