Не спешите рубить сплеча

В последнее время очень много говорят и пишут об экологической проблеме в Находке, связанной с переработкой экспортного угля. Вопрос, конечно, серьёзный, но не настолько, чтобы идти на крайние меры и требовать переноса стивидорных компаний, перерабатывающих уголь, за пределы города либо вообще закрывать их.


Сразу после службы в армии в 1972 году романтика позвала меня на Крайний Север. В Магадане жили мои знакомые, хотелось устроиться на какой-нибудь золотой прииск, подзаработать денег и устроить свою жизнь. Но одноклассник отговорил и потянул меня в Находку. Пришли работать в торговый порт, через который в то время шло много навального груза — цемента, угля, калийной соли, гербицидов, асбеста в вагонах и мешках. Перегрузка из железнодорожных составов на суда всегда создавала много пыли. Она лежала на дороге и технике, поднималась ветром и разносилась по спальному району, попадала в бухту… Но, сколько помню, докеры никогда не работали в пылезащитных повязках. Не знаю, почему. То ли администрация экономила на этих средствах, то ли сами люди настолько привыкли к тому, что пыли на таком производстве не избежать, и сами не требовали средств защиты.
В 70-х годах в порту было два грузовых района. Уголь перегружался на том же месте, что и сегодня. Только отправлялся он не на экспорт, а в районы Крайнего Севера. И не в таких объёмах, как сегодня, а гораздо меньше. Хотя, учитывая прежний способ переработки твёрдого топлива в наших портах, пыли от него было, наверное, даже больше, чем сейчас. Потому что выгружали грейферным способом, порой смешивая по нескольку марок угля, включая и очень пыльные. Но я не помню, чтобы кто-то из населения возмущался насчет угольной пыли, устраивались городские митинги или другие акции протеста. Все прекрасно понимали, морской порт — не кондитерская фабрика. Сама специфика подразумевает переработку здесь разных грузов, от чего зависит благополучие трудового коллектива предприятия, их семей и города в целом.
Ведь такие компании, как наша, всегда считались основными налогоплательщиками. На пыль просто не обращали внимания. Никто. А сегодня стивидоры оказались под прицелом пристального внимания и контролирующих органов, и экологов, и общественности. Но, с другой стороны, посмотрите на котельную, которая работает на угле в районе озера Солёного. Разве из её трубы мало вылетает копоти за сутки в окружающую среду? Об этом почему-то не говорит никто. Потому что знают: остановишь котельную — весь микрорайон останется без тепла и горячей воды.
И всё же в последние годы к такому сложному производству, как перевалка угля, в торговом порту стали применяться особые требования. Согласно правилам охраны труда стивидоры теперь должны обязательно работать в пылезащитных марлевых повязках. Тем, кто задействован на зачистке вагонов с воздуходувкой, выдаются специальные маски и другие дополнительные средства защиты. Изменился и сам подход к технологии, которая предусматривает комплексную систему пылеподавления на всей территории предприятия. В рамках экологической безопасности торговый порт регулярно приобретает специальные машины для орошения, которые круглосуточно поливают дороги водой. Ставятся на вооружение водяные пушки, рассеивающие туман, таким образом поглощая угольную пыль. Внедряются снежные пушки, покупается другая спецтехника. Руководство порта даже сформировало из числа докеров-механизаторов отдельную бригаду, которая занимается исключительно экологическими мероприятиями.
Более того, при заключении договоров на поставку в порт угля предпочтение стали отдавать менее пыльным маркам, а при погрузке в трюмы и выгрузке из вагонов грейферные ковши рекомендовано опускать как можно ниже, чтобы ветер меньше разносил по территории угольную пыль. На каждом участке работ действует строгий контроль. Если нарушаешь требования, могут лишить премии, а то и вообще уволить. Скажите, кто хочет потерять работу с достойным заработком? Особенно в нынешнее непростое время. Да и сознание людей уже выше, чем в прежние годы. Как говорят: совесть — лучший контролёр. Стараемся не нарушать экологические правила не только из-за страха наказания, а все чаще по своей высокой ответственности и сознательности.
Я работаю в порту 45 лет, из них 30 — в должности бригадира, и никогда не видел подобных экологических мероприятий, какие проводятся ныне. Этого требует само время, власти всех уровней, общественность. Думаю, что и дальше перевалка угля в порту будет совершенствоваться. Насколько мне известно, эта задача сегодня стоит не только перед нашей компанией, но и перед всеми стивидорами Находки. Но нужно понимать, что в один день эту проблему не решить, необходимо время и немалые средства.
Сегодня уголь в номенклатуре грузов Находкинского морского торгового порта является основным источником дохода акционерного общества. Если запретить его переработку, предприятие практически встанет, за забором окажутся сотни кормильцев семей, а городской бюджет потеряет ощутимую долю налоговых поступлений. Всё это не замедлит отразиться на качестве муниципальных дорог, работе бюджетных учреждений и благополучии города в целом. Кому выгодно оставить докеров-механизаторов без работы?
Сегодня часто можно слышать: какое наследство мы оставим своим детям? Мои два сына тоже живут в этом городе, и оба работают со мной докерами-механизаторами по многу лет. И внуки мои здесь. Сам уже десять лет, как на заслуженном отдыхе, но намерен и дальше продолжать работать.
Ведь прожить на одну пенсию сегодня не так-то просто. Поверьте, я не меньше вас люблю Находку, потому что она стала моей второй родиной. И не меньше вас переживаю за своих детей и внуков. Но ко всему нужно подходить благоразумно, а не рубить сплеча, как часто у нас делают, а потом по многу лет расплачиваются за свои необдуманные поступки.

Александр ТКАЧЁВ,
бригадир бригады докеров-механизаторов АО «Находкинский морской торговый порт»

Запись опубликована в рубрике Твои люди, Находка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.