Поделят по-крупному

Приморцев научат разделять мусор на «сухой» и «мокрый»

Несколько месяцев осталось Приморью, чтобы подготовиться к введению «мусорной реформы». С 1 января 2020 года в крае изменится схема обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) — только региональный оператор будет вправе принимать мусор от населения и юридических лиц.
Краевым оператором стал КГУП «Приморский региональный оператор» — это бывший МУП «Спецзавод № 1», перешедший в краевую собственность. «Приморская газета» узнала у исполняющего обязанности первого заместителя руководителя регоператора Сергея Лазарева, как будут утилизировать мусор в Приморье, сколько эта услуга будет стоить для жителей края и будет ли внедряться раздельный сбор отходов.

— Сергей Юрьевич, предприятие «Приморский региональный оператор» с января 2020 года, можно сказать, будет управлять всем мусором в крае. Скажите, какие конкретно обязанности будут у регоператора?
— Региональный оператор будет «владеть» всем именно бытовым мусором. С момента «отчуждения», то есть когда мусор попадает в контейнер, прикасаться к нему смогут только аккредитованные региональным оператором компании. С 1 января 2020 года исключительно он будет вправе принимать мусор от населения и юридических лиц. В обязанности структуры входит заключение договоров на прием ТКО, их транспортирование до объектов обработки, обезвреживания или захоронения, а также поэтапное внедрение системы раздельного сбора отходов. Стоит отметить, что оператор не имеет права отказать в заключении договора на прием ТКО. Кампания по заключению договоров на прием отходов и аукционы по выбору подрядчиков пройдут ориентировочно в сентябре-октябре.
— Как вы будете выстраивать работу с подрядными компаниями — перевозчиками мусора? Опыт внедрения «мусорной реформы» в части регионов страны показывает, что некоторые муниципалитеты полностью отказывались от услуг действующих до реформы перевозчиков. Как вы будете строить работу в районах края?
— Мы не будем столь категоричными. Все решит аукцион. В каждом муниципальном районе края будет работать как минимум один перевозчик мусора. В некоторых районах — больше. Компании определятся в сентябре-октябре, когда пройдут аукционы. Например, в Лазовском районе правильнее было бы иметь двух или даже трех перевозчиков. Это зависит не от площади района, а от удобства построения маршрутов сбора мусора. Ведь чтобы доехать от Лазо до Преображения, нужно преодолеть немаленький путь, 80 км, и пройти через несколько перевалов. Одному перевозчику это будет делать слишком затратно. К тому же в некоторых районах есть уже сложившиеся форматы работы мусоровозов. Тем, кто работают в Преображении, будет сложно участвовать в аукционе по всему Лазовскому району. Поэтому логичнее выбрать двух-трех, чтобы максимально сохранить существующую систему обращения с ТКО.
— Много ли таких сложных районов в Приморье?
— Сложные районы есть, и их немало. В основном они расположены на северо-востоке края. Например, Красноармейский, тот же Лазовский, Ольгинский районы. Там будет сложно работать. В компактных районах, где нет больших расстояний и труднодоступных сел, будет одна компания-перевозчик отходов. Все будет зависеть от района. Именно для этого мы сейчас объезжаем все территории края.
— А как будет выстраиваться работа в небольших и отдаленных поселках?
— Мы рассматриваем два варианта — установку инсенераторов, которые будут сжигать большую часть отходов, или приобретение пресса для компактирования отходов с предварительной сортировкой. В результате сортировки мы не только уберем опасные отходы — градусники, батарейки, лампы, которые направят в специализированные организации, но и будем выделять полезные фракции отходов (стекло, бумагу, картон, ПЭТ-бутылки, полимерные пленки), которые будут подпрессовывать и увозить по мере накопления на глубокую переработку. Пресс будет ужимать оставшийся мусор в восемь раз и создавать небольшие кубики, которые могут храниться на специальной площадке. Их будут забирать на полигон для захоронения по мере накопления, может, раз в неделю, а может, реже.
В труднодоступных поселках схему мы все же максимально упростим и ограничимся выделением только опасных компонентов. Например, в самом северном поселке края — Светлогорье, где проживают около 1 500 человек в 10 типовых хрущевках и около 30 частных домах. Чтобы до него доехать, нужно сначала выехать в Хабаровский край, а потом еще ехать 13 км по тайге.
— Как жителям Приморья связаться c региональным оператором или уполномоченной компанией-перевозчиком?
— В сентябре мы разыграем аукционы и выберем транспортировщиков в каждом районе. Тогда у нас уже будет понимание, кто будет перевозить отходы и с кем потребители, жители края, смогут взаимодействовать. Мы создадим некий треугольник: регоператор — перевозчик — жители. Перевозчик должен объяснить людям свои возможности и предложить варианты сбора мусора, согласовав их с нами. Может, он сможет вывозить контейнеры, если он этим уже занимался и жители привыкли к такому варианту. Ведь нет смысла резко менять схему сбора мусора, если действующая устраивает большинство. В будущем просто на площадках будут появляться контейнеры для «сухого» и «мокрого» мусора и внедряться раздельный сбор. Сейчас жильцам частных домов лучше определиться, как им будет удобно выкидывать мусор — нести к контейнерной площадке или выставлять пакет с мусором возле дома.
— Скажите, как вы будете предотвращать появление свалок и бороться с нелегальными перевозчиками, которые есть сейчас? Они вывозят мусор не до полигона, а до ближайшего леса.
— С 1 января 2020 года никто не сможет заниматься вывозом ТКО, кроме регоператора и уполномоченных компаний. Любая компания, которой принадлежит машина, в которой перевозится ТКО, должна будет иметь контракт с регоператором. Если этого нет, то перевозчик работает незаконно и вряд ли везет мусор на полигон. Так можно будет и выявлять машины, которые везут мусор незаконно.
Мы будем работать с ГИБДД — предоставлять информацию о перевозчиках. Может быть, мы будем давать какие-то опознавательные знаки, возможно, номера машин, на которых может перевозиться мусор, будут информационно передаваться в ГИБДД.
Сейчас мы очень серьёзно занимаемся вопросом ИТ-обеспечения. Каждый мусоровоз будет обеспечен RFID-метками. Мы уже «обкатали» технологию применения меток на полигоне на Холмистой. То есть каждая машина приезжает и проходит идентификацию по принципу «свой-чужой». Это можно посмотреть в действии уже сейчас. Мы говорим немного о будущем, но мы понимаем, как это сделать.
Через два-три года на всех новых сортировочных станциях будут внедряться такие технологии. Также мы собираемся обеспечить такими метками контейнерные баки, чтобы отслеживать маршрут движения перевозчика, так мы будем понимать, что он точно был на всех пунктах приема ТКО.

Комментарии

Евгений БАРШАЙ, руководитель государственной жилищной инспекции (ГЖИ) Приморского края:
— Управляющие компании должны рассчитать, какую часть в общей графе оплаты за жилищные услуги занимает вывоз мусора. Это нужно для того, чтобы с 1 января именно на эту сумму сократить в квитанции счет за оплату жилищной услуги, потому что появится новая коммунальная услуга. Важно, чтобы сумма за вывоз мусора не дублировалась. За этим мы будем жестко следить. Также нужно выстраивать отношения между региональным оператором, управляющими компаниями и компаниями, которые сейчас вывозят мусор с территорий. Нужно создавать карту всех мусорных площадок, выстраивать логистику, работать с перевозчиками, которые есть сейчас. Это позволит и оценить работу компаний, и сделать переходный момент для жителей края более плавным.

Елена ПАРХОМЕНКО, врио вице-губернатора Приморья, курирующая сферу ЖКХ:
— Улучшать экологию наших городов и районов необходимо комплексно, должна быть отработана схема утилизации и переработки бытового мусора, тех же использованных шин, строительного мусора. Сейчас эту работу ведет администрация Приморья, региональный оператор, власти муниципалитетов. Помимо того что нужно оборудовать площадки для вывоза мусора, обеспечить их контейнерами (а их по примерным оценкам потребуется около 12 тысяч), заключить договоры с транспортными компаниями, предстоит еще большая работа с управляющими компаниями, населением, чтобы разъяснить все нюансы «мусорной реформы». Без активной позиции самих жителей, их готовности перейти на современную схему работать по ней будет практически невозможно.

Запись опубликована в рубрике Экология. Добавьте в закладки постоянную ссылку.