Сергей ВОСТРИКОВ: Наш козырь — высокое качество

SONY DSCНаходкинская стивидорная компания, ООО «Восточно-Уральский терминал», специализирующаяся на перевалке твёрдого топлива в страны АТР, продолжает планомерно и уверенно продвигаться к поставленной цели. За девять месяцев текущего года она переработала через свои производственные мощности 2 млн 600 тысяч тонн каменного угля. Это на 500 тысяч тонн больше, чем за весь прошлый год. В предстоящие три месяца докеры намерены погрузить на суда ещё как минимум один миллион тонн и выйти по году на рубеж 3600-3700 тысяч тонн. Каким образом трудовому коллективу угольного терминала в условиях экономического кризиса в стране из года в год удаётся наращивать объёмы перевалки? На этот и другие вопросы мы попросили ответить генерального директора ООО «ВУТ» Сергея ВОСТРИКОВА.
— Прежде всего — за счёт стабильных поставок угля и постоянного технического перевооружения терминала. Примерно раз в год стараемся приобретать современное оборудование и перегрузочную спецтехнику, постепенно вытесняя из производственного процесса малоэффективные погрузчики и грейферы. Так, за минувшие девять месяцев были закуплены два фронтальных погрузчика 586-й серии немецкой компании LIEBHERR с объёмом ковша десять кубометров. Один из них уже пришёл на терминал и включен в работу, второй на подходе. Это машины австрийской сборки с японской резиной, то есть приспособленные специально под наши приморские погодные условия. Техника очень удобная в управлении, легко осваивается, с печкой, кондиционером, толщиной стекла два с половиной сантиметра, которое служит не только шумозащитным, но и пыленепроницаемым средством.
В ближайшие дни ожидается поставка ещё двух фронтальных десятикубовых погрузчиков шведской компании VOLVO. Такой мощной и современной спецтехники пока нет ни у одного угольного терминала не только в Находке, но и на Дальнем Востоке. Каждая из машин заменяет два наших погрузчика с ёмкостью ковша в три или четыре с половиной кубометра.
Контракт на приобретение новой погрузочно-разгрузочной техники был подписан летом нынешнего года на проходящей в Москве международной выставке «Транс-Россия». Буквально несколько дней назад я вернулся с другой аналогичной выставки «Транзит-Транс-Казахстан», которая проходила в Алма-Ате. Здесь не только познакомился с образцами современной спецтехники ведущих производителей мира, но и встретился с официальными представителями фирмы LIEBHERR. После переговоров заключили ряд новых контрактов на дальнейшее сотрудничество.
Кроме четырёх больших погрузчиков есть намерения приобрести до конца текущего года ещё и небольшой маневровый погрузчик фирмы Bobcat для уборки и зачистки угля в труднодоступных местах терминала. Также в преддверии зимы закупили дополнительное технологическое оборудование по выгрузке смёрзшегося угля.
Продолжаем уделять повышенное внимание реконструкции терминала, улучшению его пропускных способностей. Введён в эксплуатацию второй фронт выгрузки, который существовал еще при щеповом комплексе, но некоторое время был законсервирован за ненадобностью. Сегодня на нём силами компании ООО «Дальмормонтаж» подходят к завершению ремонтно-восстановительные работы, устанавливаются дополнительные бункеры, конвейеры и магнитные сепараторы. Всё это в целом позволяет терминалу уверенно продвигаться к достижению поставленных задач.
— Сергей Михайлович, куда направляются с площадок терминала основные потоки твёрдого топлива?
— В страны Юго-Восточной Азии. Прежде всего это порты Южной Кореи. Эта страна сегодня потребляет примерно 40 % наших объёмов. На втором месте Япония (30%) и на третьем — Китай (20 %). Остальные десять процентов поставляется в Индонезию и Филиппины. Китай традиционно импортирует очень много угля. И не только с целью удовлетворения своих потребностей, но и перепродажи его в другие страны, в частности, Индонезию и Филиппины. В целом же потребности стран Азиатско-Тихоокеанского региона в твёрдом топливе из года в год только растут.
— С чем, на ваш взгляд, это связано?
— Причин несколько. Во многих странах Юго-Восточной Азии за последние годы произошёл серьёзный скачок в объёмах производства металлургической промышленности, где в технологических целях используется в основном твёрдое топливо. Ещё одна причина. Марки каменного угля, которые экспортируются через мощности нашего терминала в АТР, считаются конкурентоспособными на мировом рынке.
И не только по своим энергетическим параметрам, но и по качеству, к которому особенно японцы предъявляют сегодня очень высокие требования. В Стране восходящего солнца даже существует перечень определённых стандартов, согласно которым импортируемый уголь должен быть не только высокоэнергетических марок и соответствовать оговорённой контрактом фракции, без всяких посторонних примесей и предметов.
Не секрет, из российских разрезов он приходит зачастую «грязным»: можно обнаружить куски катаной проволоки, гвозди, камни, а порой даже ломы и кувалды. Поэтому на терминале организовано несколько степеней очистки. Прежде всего — стопроцентная механическая очистка и магнитная сепарация всего груза. К примеру, в нынешнем году ещё увеличили мощность магнитных сепараторов и уменьшили размер скрининговых решёток. Высокое качество угля, если хотите, — наш козырь, наш конёк. То, чем мы дорожим и гордимся, что делаем систематически и безукоризненно.
— Какие складываются цены на российский уголь на международном рынке?
— Они постоянно колеблются и год за годом понемногу снижаются. Так, по оценкам специализированного журнала «Металл Эксперт», последнее время, к примеру, на рынке коксующегося угля в Австралии разрыв между ценами спроса и предложения не уменьшается. Потребители прощупывают почву и не спешат подписывать новые контракты, потому что рассчитывают на дальнейшее удешевление сырья. А экспортёры между тем продолжают удерживать свои ценовые позиции в надежде на возвращение многих китайских покупателей.
Стало известно, что крупные предприятия Китая уже начали рассылать запросы на закупку дополнительных объёмов ввиду необходимости пополнения складских запасов. Тем не менее заключение сделок станет возможным только в случае дополнительных скидок со стороны австралийских поставщиков. А они пока не спешат сделать такой шаг, хотя в целом по стране идёт наращивание объёмов добычи. К примеру, компания Whitehaven Coal в будущем году по сравнению с 2015-м планирует увеличить объёмы добычи с 18,7 до 19,3 млн тонн. А американская угледобывающая компания на Аляске Usibelli Coal Mine вообще заявила о приостановке экспорта до конца текущего года ввиду достаточно низких цен спроса на внешних направлениях.
Но мы продолжаем работать в прежнем режиме. В среднем в сутки выгружаем около 200 вагонов, а в месяц переваливаем до 360-380 тысяч тонн груза. На складских площадях терминала всё время находится порядка 180-200 тысяч тонн каменного угля. На днях отошёл от причала сухогруз Pacific Emerald, который взял на борт 40 тысяч тонн угля и направился в один из портов Южной Кореи. А в целом каждые два-три дня от причала уходит гружёное судно.
— Какие задачи ставите на будущий год?
— Согласно заключённым контрактам планируем выйти по году на результат перевалки уже в пять миллионов тонн. Технологически и физически терминал вполне способен выполнить взятые на себя обязательства. На это нацеливают трудовой коллектив и учредители компании, которые верят в наши силы и способности. За эти годы сформирована достаточно крепкая и работоспособная команда профессионалов и единомышленников.
К примеру, докеры-механизаторы из года в год повышают свои разряды, благодаря чему абсолютное большинство из них трудится на всех видах спецтехники. Умение грамотно вести выгрузку вагонов позволяет работать с минимальными повреждениями. Учёба персонала в УПК «Восточный», а также в специализированном вузе поощряется администрацией. Люди имеют стабильную и достойную зарплату, которая постоянно индексируется. На предприятии соблюдаются все социальные гарантии. Сегодня здесь занято 200 человек и 20 сотрудников трудится в нашем московском филиале.
Так постепенно из некогда незаметного терминала по перевалке минеральных удобрений с мощностью 700-800 тысяч тонн в год предприятие переросло в крупный угольный терминал с переработкой четырех миллионов тонн. И это, повторяюсь, не предел. Если обратили внимание, то целенаправленно и поступательно ежегодно увеличиваем объёмы перевалки практически в два раза.
— Сергей Михайлович, что сделано за минувшие девять месяцев в плане улучшения экологической обстановки на терминале?
— В дополнение к имеющемуся специальному оборудованию по пылеподавлению заключён контракт на приобретение специальных машин по пылеуборке и увлажнению территории. Есть другие задумки по улучшению условий труда.

SONY DSCSONY DSC

Записал Владимир ПАНТЮХОВ
На снимках: Сергей ВОСТРИКОВ; Один из лучших докеров-механизаторов Михаил ЕЖОВ.
Запись опубликована в рубрике Экономика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.