Система орошения как закрытый способ перевалки

Угольный терминал ООО «Порт Ливадия» расположен на самой окраине города, где нет ни жилых многоэтажек, ни социальных объектов. У предприятия выгодное географическое расположение: оно с трех сторон хорошо прикрыто естественной защитной стенкой — сопками. Но руководство терминала по-прежнему продолжает работу по снижению уровня угольной пыли. Ежегодно на экологическое направление компания расходует немалую долю средств.


Стивидоры построили забор из монолитных бетонных плит по периметру производственной площадки высотой в четыре с половиной метра и длиной более 200 метров. Он служит не только подпорной стенкой при складировании угля, но и противостоит разносу угольной пыли по территории терминала и попаданию ее в бухту. На площадке круглосуточно работает мобильная установка DS-60 (водяная пушка) с углом вращения 320 градусов и дальностью орошения 60 метров, для круглогодичного функционирования которой построен теплый бокс. Стивидоры также построили и включили в работу сооружения по очистке сточных, ливневых, талых и замазученных вод.
С помощью фронтального погрузчика марки «Либхерр-550» регулярно в течение рабочего дня проводится зачистка складской площади и подбор штабеля, чтобы ветер как можно меньше разносил угольную пыль. Минимизируя воздействие перевалки на окружающую среду, воздуходувки, используемые на зачистке железнодорожных вагонов, заменили на более современные, где вместе с воздухом теперь одновременно подается и распыляемая вода.
В рамках соглашения, разработанного и согласованного департаментом природных ресурсов администрации края, ведется мониторинг погодных условий. Если сила ветра достигает более десяти метров в секунду, на терминале приостанавливаются все погрузочно-разгрузочные работы. На границе производственной базы и санитарно-защитной зоны Находкинским центром гигиены и эпидемиологии ежемесячно проводятся в атмосфере замеры концентрации диоксида кремния на соответствие требованиям СанПиНа. По словам его специалистов, предельно допустимая концентрация здесь уже не превышает нормы. Последняя проверка Находкинской транспортной прокуратуры не выявила на территории угольного «Порта Ливадия» никаких грубых нарушений по части соблюдения экологических требований.
-Мы и сами прекрасно понимаем, насколько серьезное производство – перевалка угля. Чтобы не иметь нареканий от контролирующих органов и населения, как только у компании появляются свободные средства, стараемся направить их на экологическую безопасность. Только на строительство бетонной защитной стенки компания выделила более четырех миллионов рублей. Сейчас ищем поставщиков специальных пологов, которыми герметично закроем транспортер погрузочно-разгрузочных работ. Осенью текущего года планируем приобрести незамерзающую присадку бишофит, предназначенную для снижения выбросов угольной пыли в атмосферу. Через водяную пушку будем разбрызгивать ее в виде гелеобразной суспензии, покрывая эластичной пленкой открытые штабели с углем и частично – территорию угольного порта. Такой способ предотвратит разнос пыли в окружающую среду, — рассказал генеральный директор ООО «Порт Ливадия» Василий ВАСИЛЬЕВ.
Также компания продолжает строительство второго этапа очистных сооружений. Стало доброй традицией из года в год проводить субботники по озеленению территории угольного терминала «Порт Ливадия». На днях стивидоры высадили вдоль забора 50 саженцев ели с надеждой на то, что, когда деревца подрастут, они создадут естественную заградительную пылеподавляющую полосу. Недавно завершили строительство ветрозащитной стенки в виде специального пылеулавливающего экрана высотой в четыре метра, которая пролегла вдоль зоны выгрузки вагонов. Теперь на этом участке уровень угольной пыли и ее выход за контуры терминала существенно снизится. Особенно в зимний период.
Высоту ветрозащитных экранов стивидоры намерены постепенно нарастить до 12 метров. В дополнение к этому инженеры компании разработали навесную систему орошения, которая будет построена сверху ветрозащитной стенки, что позволит регулярно накрывать открытую площадку хранения угля водяной пылью. Новое инженерное сооружение по своим техническим характеристикам будет соответствовать способу закрытой перевалки.
С этой целью уже пробурена собственная скважина, откуда вода насосами высокого давления будет регулярно подаваться на систему орошения. В помощь ей и как аварийный вариант стивидоры оформили разрешение на забор морской воды из акватории и подачи ее также в систему орошения. Частичный отказ от объемов городского водопровода позволит сэкономить приличную долю собственных средств и избежать перебоев в подаче воды на систему пылеподавления.
— В дополнение ко всему купили поливальную установку марки Mitsubishi Canter на базе автоцистерны для ежедневного орошения штабеля угля и производственной площадки во время погрузочно-разгрузочных работ, а также полива внутренних дорог и проездов. С целью пылеподавления приобрели в Японии и уже включили в работу пожарную автомашину с насосами высокого давления. Все вышеперечисленные меры, думаю, помогут значительно снизить уровень угольной пыли.
Затраты компании на экологию только в нынешнем году составят около 30 миллионов рублей, включая покупку нового транспортера. Инженеры угольного порта подали еще несколько интересных экологических идей, с помощью которых пыление в конце концов можно будет свести на нет. Мы знаем, как это сделать, и будем стремиться к этому, – подчеркнул Василий ВАСИЛЬЕВ.
Параллельно с основным производственным направлением руководство предприятия рассматривает вопрос строительства на территории угольного терминала сухого дока протяженностью 200 метров для докования судов. Опыта в этом деле им не занимать. По словам Василия Васильевича, стивидорная компания изначально была ограничена в количестве принимаемых под разгрузку железнодорожных вагонов с углем. Отсюда часть территории оказалась незадействованной. Чтобы она не пустовала, принято решение построить на ней судоремонтное предприятие для ремонта крупнотоннажных морских судов. Большое судно сухой док может принять только одно, а если поменьше – то два. Новое направление даст около 200 дополнительных рабочих мест. В ближайшее время планируется начать работы по подготовке рабочего проекта сухого дока.
Владимир ПАНТЮХОВ

Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.