Чужбина стала Родиной

Французский писатель и философ Франсуа Вольтер однажды неожиданно точно заметил, что Отчизна – это край, где пленница – душа. Именно таким местом стала для азербайджанца Мамеда Гюлага оглы ДЖАВАДОВА дальневосточная Находка.
Впервые в наш город он приехал после срочной службы в армии в 1976 году. Здесь жили его родственники, работавшие на тот момент в море и милиции. Приехал в гости посмотреть Дальний Восток и снова вернуться на малую родину. Но Находка так понравилась Мамеду, словно приворожила его. И преодолеть себя он уже не смог. Устроился матросом в УАМР и три года ходил в море на промысел рыбы.
Потом немного отработал на Сахалине на одном из рыбодобывающих предприятий, однако Находка, как магнит, все время тянула его к себе. Снова вернулся в БАМР и стал ходить в море, а между рейсами выучился на водителя и получил категории В, С. Когда «завязал» с морем, поработал сантехником, водителем микроавтобуса в ПМП. Не раз «под флагом» шефской помощи в числе других водителя ГАЗ-53 Джавадова посылали от ПМП в колхоз на уборку риса и зерновых. И везде молодой водитель заслуживал только положительные отзывы.
— В 1984 году сдал на категорию Д и устроился водителем автобуса в Находкинское АТП. 14 лет отработал на венгерском «Икарусе», включая «гармошку», так называемый двойной автобус, на городских маршрутах № 2 и № 5. В то время население Находки подходило к 200 тысячам человек, только в БАМРе работало около 15 тысяч, порядка семи с половиной тысяч трудилось на Находкинском и Приморском судоремзаводах. По утрам моя «гармошка» набивалась битком, а на «морских» остановках обычно выходило много народу. Кондукторов в автобусах не было, контролеров – очень мало, пассажиры рассчитывались за проезд сами, в кассе-барабане отрывая каждый себе билет. Как говорили в наше время: «Совесть – лучший контролер». Но совесть у каждого была разной. Частенько молодежь могла бросить в барабан вместо пяти две копейки или вообще металлическую шайбу и оторвать себе билет. Кто там за кем смотрел? Но я никогда не конфликтовал с пассажирами, хотя порой замечал разные нарушения с их стороны, — вспоминает Мамед Джавадов.
За свою бытность водителем ему довелось поработать на венгерских «Икарусах», в том числе и «гармошках», которые в советское время широко практиковались в Союзе, включая Находку. Автобусы мощные и выносливые, по словам водителя, порой набивалось в них пассажиров, как селедки в бочку. Только в редких случаях «Икарус» не мог самостоятельно подняться на сопочку, нужно было высадить пассажиров.
Когда Мамед Джавадов пересел на южнокорейский автобус «Дэу», сразу почувствовал разницу в технике: более высокую комфортность машины, мощный двигатель и лучшую проходимость, автобус этой марки по дороге идет жестче, зато легче в управлении. Последнее время он работает на новеньком китайском автобусе «Ютунг».
— Машина неплохая, достаточно приноровился к ней, удобная и легкая в управлении. А вообще, человек ко всему привыкает. На маршрутах приходится встречаться с разными пассажирами. Порой у человека нет денег заплатить за проезд. Хотя каждому экипажу автобуса дают план на смену, но не вытолкнешь же человека на улицу, если ему действительно нечем заплатить. А вдруг нужно срочно попасть на прием к врачу? Иногда дети просятся проехать. Я вообще за то, чтобы школьников возить бесплатно. Слышал, что решается этот вопрос в Госдуме, — с надеждой сказал собеседник.
Так вот незаметно, год за годом, и прошла в Находке большая часть его жизни, а точнее, в нынешнем году исполнилось уже 45 лет, как он стал дальневосточником.
— В Азербайджане-то давно были в гостях у родственников? — интересуюсь у Мамеда Джавадова.
— 21 год назад. Приехали туда как раз летом, сады ломятся от фруктов, тепло, много бахчи. Отец еще был живой, говорит: «Сынок, ну поживи у нас подольше, так редко видимся». А я отвечаю: «Не могу, папа, меня уже так сильно тянет в Находку. Не обижайся». До сих пор не могу понять, чем так магнитят меня эти края. Наверное, уже моя родина здесь. Здесь 40 лет назад я женился, здесь родились четыре сына и дочь. Один из них трагически погиб в 1993 году. Младший, Руслан, уехал в Санкт-Петербург, Ренат и Рафаэль живут во Владивостоке, дочь Кристина – в Находке. Все семейные. Подарили родителям пять внуков. К сожалению, несколько лет назад пришлось похоронить жену. Сейчас живу во втором, так сказать, интернациональном, браке. Ольга Николаевна работает в детсаду в Южном микрорайоне. Порой в гости приезжают дети с внуками, собираемся за праздничным столом и вместе отмечаем христианские и мусульманские праздники. Жена за эти годы научилась готовить разные блюда азербайджанской кухни, — поделился Мамед Джавадов.
— За годы работы на автотранспортном предприятии Джавадов зарекомендовал себя добросовестным и ответственным водителем. Автобус у него всегда в нормальном техническом состоянии, в салоне – чистота и порядок, не прогульщик, на работу приходит без опозданий. Его без сомнений можно ставить в пример другим, — отметил генеральный директор группы компаний Находкинского АТП Алексей ГАШЕВ.
В свои 66 лет Мамед Джавадов продолжает оставаться в трудовом строю, работая на разных городских маршрутах. За годы труда в автопарке за этим водителем не числится ни одного нарушения правил безопасного движения на дорогах. За добросовестный труд в свое время он не раз отмечался денежными премиями и благодарностями АТП, его фотография была размещена на Доске почета предприятия, а по случаю 60-летия АТП его наградили Почетной грамотой думы Находки.
— Буду крутить баранку, пока есть силы. Дома сидеть скучно, а здесь разнообразие, да и веселее в кругу товарищей. Свой дачный участок давно продал, но регулярно помогаю с хозработами на участке тещи. Условия труда на предприятии вполне устраивают. Нравится начальство — Алексей ГАШЕВ и Сергей КОНДАУРОВ. Несмотря на финансовые трудности, находят возможность обновлять автопарк, чтобы людям работалось легче и пассажиры не испытывали дискомфорта. А это хорошее дело, — сказал в завершении Мамед Джавадов.
Владимир ФЕДОРОВ

Запись опубликована в рубрике Многонациональная Находка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.